Нобелевские лауреаты — поэты

Очерк о лауреатах Нобелевской премии:

И.Бунин (1933), Б.Пастернак (1958), И.Бродский (1987).

Я жил во сне. Богов творил я сам (1908).

Иван Бунин.

Я ведь тоже упал с облаков (1959).

Борис Пастернак.

Я сниму погоны и стану просто одной звездой (1994).

Иосиф Бродский.

Высокую планку задавали себе Нобелевские лауреаты.

А что ещё объединяло столь разных поэтов?

Двое были вынуждены покинуть Россию, да так и остались на чужбине, а Пастернак в России подвергался гонениям, как за независимость суждений, так и за зарубежные публикации (особенно «Доктора Живаго»), а также за присвоение Нобелевской премии, от которой ему пришлось отказаться. До сих пор недоступны многие произведения Бунина и Бродского, созданные ими в эмиграции. С Пастернаком Бунина соединяет общая нить судьбы: первый — получает отказ от своей невесты (И.Высоцкой), невеста Бунина умирает, что пронизывает всё его творчество неизгладимыми нотками грусти и печали. Оба творят самокритично и часто правят свои стихотворения. Оба подражают Пушкину и Лермонтову, но духовно созревают позже упомянутых классиков и это беспокоит их по понятной причине, если вспомнить «Страх влияния» Хэролда Блума.

Эту статью пишу потому, что резко усилился интерес ко всем трём поэтам. Веяние времени: людей интересуют личности достигшие вершин и в области интеллектуального, творческого труда. Бытует мнение, что Нобелевский комитет замечал только тех, кто противостоял советской власти. Основание? Он «не заметил» (например) Анну Ахматову, которая по признанию самого Бродского — недосягаема. И я — такого же мнения.

Никого в подлунной нет,

Только я да бог.

  • Иван БУНИН

Гении всегда одиноки. Их любят и ненавидят, им завидуют. «…Нобелевская премия, присуждённая Бунину … — акция, носившая, конечно, недвусмысленно тенденциозный, политический характер, — художественная ценность творений Бунина была там лишь поводом…» (А.Твардовский).

Как поэт Бунин развивается медленно, период подражательства и ученичества затягивается чуть не до тридцати лет. Образы печали, ночи, тумана, одиночества слишком часто повторяются. Очень заметно влияние раннего Лермонтова в ст. «Ночь и день седая…» и других. Но продукты этого подражательства несоизмеримо слабее.

Гений Лермонтова («Выхожу один я на дорогу…») не даёт ему покоя:

8 стр., 3574 слов

И.А.Бунин. Очерк жизни и творчества. Основные мотивы лирики

... и вечность природы, которую считал неиссякаемым источником красоты. Это основные мотивы лирики Бунина, проходящие через все его творчество. У Ивана Алексеевича жизнь человека всегда показана в контексте природы. Поэт ... написал еще в семь-восемь лет. Тогда он зачитывался Пушкиным, Жуковским, Майковым, Лермонтовым, Фетом. Им он и пытался подражать в своих «виршах». Первые же серьезные ...

  • «В полночь выхожу ОДИН из дома…» (1888).

  • «ОДИН встречаю я…» (1889).

  • «Что ОДИН я радуюсь и плачу…» (1893).

  • «Затаив дыханье, я стою ОДИН. (1896).

  • «И ОДИН я в поле, и отважно…» (1900).

  • «Иду ОДИН тропинкою лесною…» (19001).

Но ему так и не удаётся достичь подобной основательной глубины. Для этого надо побывать на месте Лермонтова: на грани жизни и смерти, на поле побед, утрат и поражений. Мы знаем, что это удалось Николаю Гумилёву.

Бунин чувствовал слабость многих своих творений, подвергал их неоднократной поздней редакции, а некоторые завещал и вовсе не включать в издание избранных произведений. Но кто прислушался? Не исключаю, что Нобелевскую премию он получил не за поэзию, а за прозу (мне подсказали, что так оно и есть).

Как ни странно — практически отсутствует любовная лирика. И в 26 лет частые гости: смерть, траур, погост — «Могилы, ветряки, дороги и курганы…» (1894) — типичная строка. Первая попытка яркого самовыражения наступает только в 28 (!) лет. А в 30 — пришло прозрение и начало прорезаться! Появилось стихотворение «Затрепетали звёзды в небе…»

А до этого наблюдались многочисленные повторы даже в пределах одного стихотворения таких слов как: красота, печаль, взор, я. В стихах не должно быть слова «красота». Мастерство поэта не в комбинаторике слов, а в том, чтобы подвести читателя к самостоятельному выводу: это красиво, хоть и навевает печаль. Буквальное использование таких терминов — хуже штампов, это обычно соотносят к малому словарному запасу писателя. Откуда всегда неутешительный вывод не в пользу последнего. Перечисляю недостатки не с целью умалить достоинства, а для обучения будущих гениев на чужих ошибках.

Хоть и с большим опозданием, но поэтическая муза пришла к Ивану Бунину. Для доказательства приведу одно из его стихотворений, которое он не включил в собрание сочинений по неизвестной причине. Написано в 1907 году.

***

Жгли на кострах за пап и за чертей,

Живьём бросали в олово и серу

За ад и рай, безверие и веру,

За исчисленье солнечных путей.

И что ж! Чертей не пламя утешает,

Не то, что злей ехидны человек,

А то, что гроб сожжённых в прошлый век,

Он в нынешнем цветами украшает.

(«Грамотный» редактор подчеркнул в двух местах)!

Закончу повествование о Бунине двумя его строками и своим стихотворением, ему адресованным.

«Будущим поэтам, для меня безвестным,

Бог оставит тайну — память обо мне…»

В статье сделана попытка — чуть приоткрыть эту тайну.

  • Ивану БУНИНУ

Певец природы и печали

и ночи тёмной фаворит,

Россию так любил вначале,

что после — ею не забыт.

За той тоской разноголосья

наш слух и радость различит.

Тобой воспетые колосья

2 стр., 720 слов

Россия в произведениях И. А. Бунина. Бунин И.А

... о Русь, ҭвоей несмелой, Тысячелетней рабской нищеты, Но этот крест, но этот ковшик белый... Смиренные, родимые черҭы! И. А. Бунин Права на сочинение "Россия в произведениях И. А. Бунина" ... персонажей представляет ҭу разноликую многомиллионную народную Русь, о судьбе которой так печалиҭся И. А. Бунин. В таких произведениях, как Антоновские яблоки, Суходол, Жизнь Арсеньева, на первый ...

созрели так, что не горчит.

Живя в Берлине и Париже,

всей своенравною душой

ты был к России много ближе…

И ей — достался

гений

твой.

2008

Иван Бунин — несомненно, относится к тем поэтам, которые составляют основное, общечеловеческое духовное наследие России. Народ помнит, принимает и ценит его творчество — за открытую душевность и близость к основам русской словесности.

В своей очень краткой речи по случаю вручения Нобелевской премии — Бунин отметил, что главное для писателя СВОБОДА МЫСЛИ И СОВЕСТИ.

=================================================——

Ваш я буду во веки веков.

  • Борис ПАСТЕРНАК

Пастернак удивительно повторяет Бунина в своём замедленном духовно-творческом развитии. Но он не только более подражает Пушкину и Лермонтову, а и пишет в их честь главу и книгу соответственно. Кроме этого он испытывал влияние Маяковского и Блока. И это нечто большее чем реминисцентность. Круг близкого общения: Маяковский, Асеев и (чуть позже) несравненная Цветаева.

Лирика зародилась у него ранее чем у Бунина, но не получила должного развития — о чём говорят спаренные даты под стихами с интервалом в 15 (!) лет. Если судить по результату, то у Бунина сильных стихов больше. Замедленное развитие (по сравнению с Пушкиным,Лермонтовым, Ахматовой) подтверждается многими откровенно слабыми стихами из книги «Поверх барьеров» (1914 — 1916).

Да и сам автор считал их техническими этюдами (из письма к родителям) и более позднюю книгу «Темы и вариации» он обозвал «высевками и опилками», каясь в том, что её издал.

И странное ощущение. Прошла революция, идёт Гражданская война, расстрелян Николай Гумилёв (который чуть старше по возрасту), а в стихах Пастернака — тишь и благодать. Восторженно о выступлении Керенского на площади да несколько отдалённых ассоциаций. Этим, а не неприязнью или завистью и объясняется тогдашнее мнение об оторванности его поэзии от жизни. И речь не о злободневных публикациях в лихую годину, а только о создании произведений. А ведь Александр Блок (поэма «Двенадцать»), Михаил Булгаков (роман «Мастер и Маргарита») — умудрялись даже издаваться, рискуя всем!

Не буду голословным, говоря о конкретном. Приведу краткую рецензию на два стихотворения Пастернака, расположенные рядом: «Анне Ахматовой» (?) и «М.Ц.» (1929).

Написаны им в довольно зрелые годы. Итак.

1. «Мне кажется, я подберу слова…» Это первая строка. Не подобрал, стихи слабые. Повторы в стихотворениях ( посвящённых Ахматовой и Цветаевой) говорят если не о малом словарном запасе пишущего, то о его небрежности несомненно:

  • «Я всё равно…» (Ахматовой), «Мне всё равно…» (Цветаевой),
  • «Горячий…» (Ахм.), «Горит…» (Цв.),
  • «…былью…» (Ахм.), «…быль…» (Цв.),
  • «Ветвей…» (Ахм.), «…ветвям…» (Цв.),
  • «…говорок…» (Ахм.), «…разговор…» (Цв.),
  • «…весна…» (Ахм.), «…вешний…» (Цв.).

Возникает сильное ощущение, что оба стихотворения писались под копирку. Это совсем не украшает поэта.

9 стр., 4175 слов

Анализ стихотворения «ночь, улица, фонарь, аптека…» а.а. блока

... сон. Из мрака…», «Миры летят. Года летят. Пустая…». Здесь искали: ночь улица фонарь аптека ночь улица фонарь аптека анализ анализ стихотворения ночь улица фонарь аптека А. Блок. Анализ стихотворения “Ночь, улица, фонарь, аптека” : Александр Блок – один из классиков литературы XX века и ...

2. И ещё повторы в первом стихотворении:

  • «город» (дважды),
  • трижды («дали», «вдаль», «даль»),
  • «по-разному» (дважды).

3. В нём же избыточный повтор местоимений:

«Мне», «я», «Мне», «я», «я», «я», «мне». А ведь стихотворение посвящено Ахматовой, а не Пастернаку.

4. Аналогично избыточные повторы и во втором стихотворении:

  • трижды «Мне всё равно…»,
  • дважды «роса»,
  • дважды («ветвям», «ветки»),
  • дважды («эпохи», «Эпоха»).

Очевидно, что только меньшую часть всего перечисленного можно соотнести к авторскому замыслу.

Сегодня Интернет заполонили опусы в честь Анны Ахматовой (Горенко) и Марины Цветаевой. Но что можно им противопоставить, если почти половина из них по форме и содержанию выполнены лучше, чем у Бориса Пастернака?!

И только в 1931 году (на 41 году жизни!) прорезалось и проснулось самосознание поэта. И это стихотворение привожу полностью.

  • Борису Пильняку

Иль я не знаю, что, в потёмки тычась,

Вовек не вышла б к свету темнота,

И я — урод, и счастье сотен тысяч

Не ближе мне пустого счастья ста?

И разве я не мерюсь пятилеткой,

Не падаю, не поднимаюсь с ней?

Но как мне быть с моей грудною клеткой

И с тем, что всякой косности косней?

Напрасно в дни великого совета,

Где высшей страсти отданы места,

Оставлена вакансия поэта:

Она опасна, если не пуста.

Далее много слабых стихов. А накануне войны полное заимствование терминологии Бунина. Подряд в восьми стихотворениях (начиная с «Ложная тревога», 1941):

смерть, чернота, темнота, печаль, гробы, гибель, ночь.

Может поэт предвидел, предчувствовал приближение войны? На этот вопрос нет ответа.

Весьма малочисленные произведения о войне — не впечатлили; в лучшую сторону могу отметить лишь два:

«Зима приближается» (1943) и «Весна» (1944).

Стихотворения Юрия Живаго (1946 — 1953), написанные Пастернаком и вызвавшие якобы огромный резонанс общественности меня не затронули, но поразили такой мрачностью, которая и не снилась даже Бунину.

«Гамлет» (1946) — «…сумрак ночи…»,

«Март» (1946) — «Зти ночи…»,

«На Страстной» (1946) — «…ночная мгла.»

«Белая ночь» (1953) — «Пробирается ночь…»,

«Объяснение» (1947) — «…сковывает ночь…»,

«Лето в городе» (1953) — «Ночь сулит непогоду…»,

«Ветер» (1953) — «Я кончился…»,

«Хмель» (1953) — «…ищем защиты.»

Такое ощущение, что весь этот негатив выливался автором на бумагу на подсознательном уровне, совершенно неконтролируемо. И удивительным образом всё это оставалось нетронутым при последующих правках самим творцом. Закончу отрывком из стихотворения «Бабье лето» (1946).

29 стр., 14124 слов

Страницы сайта поэта Иосифа Бродского (1940-1996)

... тома эссе Бродский переработал свою публичную лекцию о русской прозе ХХ века ("Катастрофы в воздухе"), прочитанную в 1984 г. в рамках ... Лекция о стихотворении Одена "1 сентября 1939 года" была прочитана Бродским в 1984 г. в курсе современной поэзии в Колумбийском ... стихов Бродского Не жизни жаль с томительным дыханьем, Что жизнь и смерть? А жаль того огня, Что просиял над целым мирозданьем, И в ночь ...

Здесь дорога спускается в балку

Здесь и высохших старых коряг,

И лоскутницы осени жалко,

Всё сметающей в этот овраг.

И того, что вселенная проще,

Чем иной полагает хитрец,

Что как в воду опущена роща,

Что приходит всему свой конец.

Столько грустного, что захотелось закончить тем, что мне у Бориса Пастернака понравилось.

  • ГАМЛЕТ

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далёком отголоске,

Что случится на моём веку.

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идёт другая драма,

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, всё тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти.

Не знаю как вы, а я — чётко вижу Владимира Высоцкого … с гитарой в руках. Такова сила искусства мастера.

Когда опротивеет тьма,

тогда я заговорю.

  • Иосиф БРОДСКИЙ

В ходе написания этого эссе возникла мысль, что Нобелевские лауреаты отслеживали достижения своих предшественников не только в областях физики и химии. И если Пастернак многое перенял у Бунина содержательно (грустного и печального), то Бродский позаимствовал у Пастернака в смысле формы (разнообразнее длина строки, перенос строки; богаче и раскованней рифма, использование подсознательного, когда образно-смысловой ряд прерывист и непредсказуем, ассоциации неожиданны и неординарны).

Тьма застоя отрицалась Бродским не только в жизни, но и в творчестве. А в обществе согласного большинства он сразу становился изгоем, что и привело к его выдворению сначала в ссылку (на пять лет в Архангельскую область, отбыл один год), а потом выехал и из СССР В США. Он обладал не столько новой, сколько смелой, свободной манерой письма (об этом в моей статье «Поэзия подразделяется…»).

Судя по тиражам издаваемых книг, Иосиф Бродский — самый востребованный поэт из рассматриваемых лауреатов. И дело не только в том, что он ближе к современникам.

Уже в 21 год Бродский интересен читателю. Видимо сказались огни большого города (Ленинграда) и соответствующее окружение. Приведу начало одного его стихотворения этого периода.

***

Воротишься на родину. Ну что ж.

Гляди вокруг, кому ещё ты нужен,

кому теперь в друзья ты попадёшь?

Воротишься, купи себе на ужин

какого-нибудь сладкого вина,

смотри в окно и думай понемногу:

во всём твоя, одна твоя вина,

и хорошо. Спасибо. Слава Богу.

Судя по стихам — он потенциально был сильнее Пастернака и даже Бунина. Гений отличается от таланта по двум критериям:

ранним духовно-интеллектуальным взрослением и способностью творить вопреки негативным обстоятельствам. При этом он сразу затмевает своих предшественников, как певцов тёмных сил. У него: гробы, мертвецы, ночи, смерть, мёртвые миры, беды, страдания, зло, чернота, холод, мгла, тьма, мрак, скорбь, ад, печаль — и всё это сразу оптом в одном произведении «Большая элегия Джону Донну» (1963).

26 стр., 12517 слов

Творческая судьба Иосифа Бродского

... современников, критические заметки о его работах. К нашей дипломной работе прилагаются тексты некоторых стихотворений, переведённых самим Бродским на английский язык, текст его нобелевской речи, а также критические статьи, ... хрущевских. Ярость вызвало у них сообщение о выходе на Западе двух сборников Бродского: «Стихи и поэмы» (1965), «Остановка в пустыне» (1970). Поэт осознавал безвыходность своего ...

Откуда это в такие молодые годы?! Вот маленький отрывок из этого довольно объёмного произведения:

Звезда сверкает. Мышь идёт с повинной.

Уснуло всё. Лежат в своих гробах

все мертвецы. Спокойно спят. В кроватях

живые спят в морях своих рубах.

Здесь — весь Бродский! Весь стиль, вся МАНЕРА его письма. Он такой в большинстве своих поздних творений.

Хочу заметить, что считаю очень спорным утверждение Е.Евтушенко о присутствии в его стихах Баратынского, Анненского, Мандельштама. Нет — у Бродского своё видение мироустройства.

Выскажу парадоксальную мысль: именно ссылка послужила катализатором просветления поэзии Бродского.

Формально он не изменился, но содержательно стал глубок, принципиален, проницателен. Он сразу повзрослел на десяток лет и приобрёл своё лицо. Из лексикона почти исчезла нечисть, а её место заняли жизненные, всеми узнаваемые реалии. Частые повторы уклонились в сторону зеркал, игл и мышей. Однако и здесь всё возвращается на круги своя. Так у Пушкина:

Спящей ночи трепетанье,

Жизни МЫШЬЯ беготня…

Хотел Бродский того или не хотел, но оторваться от великого предшественника он не смог даже в мелочах!

У Александра Пушкина (1828):

Поэт по лире вдохновенной

Рукой рассеянной бряцал.

У Иосифа Бродского (1969):

  • ..утратив жажду прорицать,

на лире пробует бряцать.

И что считать графоманством? Пушкин опередил всего на 141 год. По лире бряцающих я не встречал у других.

Маленькое отступление или погоня за истиной.

Просто я не читал плагиаторов? Заглянул в поисковик: тысячи желающих «на лире бряцать», в том числе и известные авторы… Вот тебе и устаревшее словцо! Как я без него обошёлся — ума не приложу. Даже Пушкин попался… Так ещё у Гаврилы Державина есть: «Не бряцай, печальная лира…» Далее вспомнился певец «Слова о полку…» — Боян. Истина стала ускользать.

Все формальные выкрутасы сполна испытаны в прошлом веке и не выдержали испытания временем. И не сочиняй Бродский на английском, то ещё неизвестно вытянул бы он на Нобелевскую премию только как скандальный эмигрант.

Думаю, что время расставит всё по местам, но считаю путь (стиль и манеру письма), по которому направил Бродский свой талант и энергию — тупиковым.

Только глубинная поэзия Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, Блока, Гумилёва, Ахматовой, Есенина — составляет основу русского языка. И никому не удастся поколебать могучий и богатый, разрушить то, что объединяет народ.

Но вернёмся к Бродскому. Выскажу ещё одну неприятную для нас всех мысль. Бродский велик не сам по себе, он непроизвольно возвышается над серостью тех, кто возомнил. Не хотелось бы кого-нибудь обижать, но не могу назвать ни одного поэта (из ныне живущих), кто был бы ему равен. Хотя одно имя есть, но пока воздержусь. Оно уже названо в одной из моих опубликованных статей.

3 стр., 1404 слов

К 70-летию Иосифа Бродского в Москве открывается выставка «Набережная ...

... до 6 июня. Иосиф Бродский, справка: Русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Его отец работал фотографом и журналистом в нескольких ... (1977); "Часть речи" (1977); "Римские элегии" (1982); "Новые стансы к Августе" (1983); "Урания" (1987); драма "Мрамор" (на русском языке, 1984). Его сборник эссе "Меньше, чем единица" ...

Читая стихи Бродского постоянно натыкаешься на строки и образы, которые принято называть поэтическими находками. И этим он не скучен любому грамотному читателю, вдвойне — образованному и культурному. Но стихотворений, которые хотелось бы привести полностью, как нечто стоящее — мало. А вот острых, точных строк предостаточно, так в стихотворении «Песня» (1964):

«Невеликий труд бросить камень в пруд…»

«Всем хорош монастырь, да с лица — пустырь,

и отец игумен, как есть, безумен.»

В лучшую сторону отмечаю его стихи: «В деревне Бог живёт не по углам…» (1964),»Вечером», «Два часа в резервуаре» (1965) — ссылка пошла явно на пользу! Приведу отрывок из последнего:

Есть мистика. Есть вера. Есть Господь.

Есть разница меж них. И есть единство.

Одним вредит, других спасает плоть.

Неверье — слепота. А чаще — свинство.

Бог смотрит вниз. А люди смотрят вверх.

Однако интерес у всех различен.

Бог органичен. Да. А человек?

А человек, должно быть, ограничен.

Обратите внимание — в своих лучших местах он ничем не отличается от русских классиков! Ничем. Разве что его стихи труднее читать, тяжелее произносить, а ещё сложнее выучить наизусть и запомнить. Это ощущал и сам

Бродский. Так ещё в стихотворении с длинным названием на немецком «Старому зодчему в Риме» (1964) и с не менее длинным текстом на четыре страницы есть строчки:

«И ты простишь НЕСКЛАДНОСТЬ слов моих.

Сейчас от них — один скворец в УЩЕРБЕ.»

Известно, что никто не даст более точной оценки своему творчеству чем сам автор. И эта нескладность действительно нанесла ущерб: многочисленные подражатели Бродского заменили его «поток сознания» своим «словесным потоком», из которого выпала содержательная часть (в виде образно-смысловых поэтических находок), и обрушили всё это «сотворчество» на неискушённых своих соплеменников. И эта «пена» сейчас захлёстывает даже поэтический олимп. Но русский язык обладает (как и народ в целом) небывалой стойкостью и изумительной способностью к самоочищению. Невозможно распять, исковеркать, унизить русскую речь, пережившую даже татаро-монгольское иго.

Не думаю, что произведения Бродского останутся в памяти русского народа.

Получение Нобелевской премии явно не пошло на пользу Бродскому как поэту. Просматривая стихи за этот почти десятилетний период, ловил себя на мысли, что не могу выбрать лучшее произведение, чтобы им и закончить эту статью. Решил взять из его последних то,

что по сути является его посланием-завещанием для всех нас.

  • В СЛЕДУЮЩИЙ ВЕК

Постепенно действительность превращается в

недействительность.

Ты прочтёшь эти буквы, оставшиеся от пера,

и ещё упрекнёшь, как муравья — кора

за его медлительность.

Помни, что люди съезжают с квартиры только когда

  • возник

повод: квартплата подпрыгнула, попали под

  • сокращение;

просто будущему требуется помещение

без них.

С другой стороны, взять созвездия. Как выразился бы

8 стр., 3838 слов

Литература языковедение : Жизнь и творчество Иосифа Бродского

... изменилось, но совсем другим стало содержательное, и еще больше - психологическое наполнение стихов. Иосиф Бродский родился в 1940 году в Ленинграде. На стихотворение выдающегося поэта обратила внимание ... далеко заводит речь..." - эти слова Цветаевой Бродский воплотил в своем поэтическом опыте, а также в жизни, выбросившей его на далекий берег. АНАЛИЗ ТВОРЧЕСТВА ИОСИФА БРОДСКОГО Лауреат Нобелевской ...

  • судья,

поскольку для них скорость света — бедствие,

присутствие их суть отсутствие, и бытие — лишь

  • следствие

небытия.

Так, с годами улики становятся важней преступленья,

  • дни —

интересней, чем жизнь; так знаками препинания

заменяется голос. Хотя от тебя не дождёшься ни

телескопа, ни воспоминания.

1994

Без комментариев. Каждый читатель имеет своё мнение. Одно из таких умозаключений и изложено в форме этого эссе. Большая часть произведений Бродского не показалась мне интересной, заслуживающей внимания. Моё отношение нашло отображение в стихотворении «Слушая стихи Бродского».

***

  • «(сказано ж доктору: сам пусть лечится)»
  • И.Бродский

Отматерился в стихах пару раз

(отдавая дань деревянному идолу);

он в строчках — разные образы пас,

сам которые и повыдумывал.

Рифмовал так умело, что всё — в струю,

как под руку… И даже боле.

Мог — про мельницу на краю,

кузнечика в чистом поле.

И стрекотал, и неистово пел —

словно птица многоголосая,

большего ведь ничего не умел —

не жал и не сеял проса.

Семенил торопливо, словно овца,

отбившаяся от стада.

Умудрялся на небе узреть Отца,

а пастух для него — был из ада.

Вырывался порою. Обрывы, леса…

Да вся нечисть — сразу в погоню!

Едкий дым разъедал и щипал глаза

от костров над большою страною.

Оттого он захлёбывался в речИ,

многим всё же казалось — рЕчи.

Даже доктор, который его лечил,

понимал всё бессилие плети.

Нам — досталась «Часть речи». Бог — вездесущ:

не смотрит — ни снизу, ни сверху.

Не строит колонны заблудших душ

на утреннюю поверку.

2008

Осмелюсь сделать вывод, что из этих трёх российских поэтов, лауреатов Нобелевской премии (Бродский на момент её получения был уже гражданином США) только Иван Бунин ближе всего по духу и букве к русской словесности, к русскому народу, к России.

И именно Бунин в своей очень краткой (в отличие от Бродского) речи по случаю вручения ему Нобелевской премии отметил, что главное для писателя СВОБОДА МЫСЛИ И СОВЕСТИ.

О С Н О В Н А Я Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Собрание сочинений И.А.Бунин. Том 1, стихотворения

1888 — 1952. Москва, «Художественная литература» —

1967г.

2. Всемирная библиотека поэзии. Борис Пастернак.

Стихотворения. Москва, «Эксмо», 2008.

3. Избранные стихотворения. Иосиф Бродский. «Часть

речи». Санкт-Петербург, «Азбука-классика», 2008.

4. Владимир Юденко. Развитие русского языка и культуры речи.

«Проза.ру», 2009. http://www.stihi.ru/2009/10/24/110

5. Владимир Юденко. Отношение к русскому языку. Итоги

эксперимента. «Проза.ру», 2009.

6. Владимир Юденко. Ошибся ли Пушкин? Эссе о современном

верлибре.

7. Владимир Юденко. Эссе о содержательности стиха. Картина

9 стр., 4147 слов

Сборник /Проект Мир поэзии Бродского

... Россию! Есть много отрицателей поэзии Бродского, есть много защитников. Кто-то называет его поэзию «великой, прекрасной», а кто-то и говорит, что «творчество И. Бродского - это прозаический текст, ... мысль. Основные темы творчества Иосифа Бродского – это речь (то есть поэзия) и время, в которое жил поэт. Произведения Бродского необычайно разнообразны и богаты. Чаще всего автор присоединяет ...

в раме.

8. Владимир Юденко. Иосиф Бродский и мыши… Очерк.

9. Владимир Юденко. Самый быстрый тест по русскому языку.

http://www.stihi.ru/2010/04/03/4521

10. Владимир Юденко. Основные способы влияния на культуру речи.

http://www.russkijmir.lv/wordovskije/judenkorec.doc

11. Владимир Юденко. Краткий исторический экскурс о русской

литературе.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/nobelevskaya-premiyana-angliyskom/

12. Владимир Юденко. Анна Ахматова. Духовное наследие России.

13. Владимир Юденко. Эссе о глагольных рифмах и не только…

2009

*** На фото: даю интервью Игорю Мейдену (газета «Вести

сегодня»), 2011.