Урок литературы в 8 классе. «Образ Митрофанушки в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»»

КОНТРОЛЬНО — ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

А теперь давайте обратимся к домашнему заданию. Раз мы с вами сейчас заговорили о спектакле, все мы знаем, что к любому спектаклю нужна афиша. Каждая группа должна была дома подготовить свою афишу к спектаклю «Недоросль».

группам ребят было дано опережающее творческое задание: создать афишу к спектаклю по комедии “Недоросль” и подготовить её презентацию.

Примечание:, Ответ учащихся.

— Как вы думаете, Митрофан главный или второстепенный герой? Почему?

Мы считаем, что Митрофан один из главных героев произведения, потому что

— Значит, он Фонвизину нужен? Зачем?

Чтобы показать людям, что существуют еще миллионы «недорослей», похожих на мины, и если вы на нее наступите, то произойдет непоправимое.

Примечание:

— Каким вы представляете себе Митрофанушку?

Примечание:, Слова учащихся:

Митрофан это избалованный, невоспитанный и необразованный молодой дворянин, который относился ко всем очень неуважительно.

Он всегда был окружен заботой матери, которая и избаловала его.

Митрофанушка перенял у своих близких самые плохие черты характера: лень, грубость в общении со всеми людьми, жадность, корыстолюбие.

Митрофанушка не проявляет никакого желания и интереса к учебе, а хочет только резвиться да голубей гонять.

Учитель. Значит, все вы сходитесь во мнении о Митрофане. И оно совсем не положительное. Но иногда внешность бывает обманчивой и внутренний мир совсем ей не соответствует.

Может быть, Митрофанушка добродетелен, у него добрая душа? Для того чтобы разобраться, мы должны поработать с образом Митрофанушки в комедии, увидеть его внутренний мир, узнать характер через отношения с другими героями комедии.

10 стр., 4763 слов

Митрофан произведение. Почему митрофанушка стал недорослем. Отношение к учебе

... Недоросль», поставленная на сцене Московского театра «Медокс» 14 мая 1783 года, имела также огромный успех. Одним из главных героев этой комедии стал Простаков Митрофан Терентьевич, сын Простаковых, попросту Митрофанушка. ... Простаковых женитьбы М. на Софье, то сюжет сосредоточен на теме воспитания и учения недоросля-подростка. Это традиционная для просветительской литературы тема. Учителя М. были ...

  1. «ЦЕЛЬ И ЦЕЛИ»

Работа в группах., Примечание:

Задание . Вы должны:

1) дать характеристики Митрофану;

2) подтвердить текстом (цитатой);

3) сделать вывод.

I группа – каков Митрофан в отношении к отцу и матери?

II группа – каков Митрофанушка в отношении к Еремеевне и учителям?

III группа

После работы каждая группа представляет найденный материал в виде кластера, защищает свою работу и все работы размещаются на доске.

После выступления групп подводим итоги.

Вывод: Характеризуя в целом образ Митрофана в комедии Фонвизина «Недоросль», можно сделать вывод, что в общении с разными людьми Митрофан проявляет худшие качества человеческой натуры, которые развились у него в первую очередь под влиянием крепостницы-матери. Имя Митрофан означает «подобный», «похожий на мать». Может, таким именем госпожа Простакова хотела показать, что сын — отражение ее самой. Своеволие, самодурство, отсутствие собственного достоинства — вот те пороки, которые высмеивает в своей комедии Фонвизин.

Примечание:

Ученик. Митрофан — ярчайшее проявление всех дурных дворянских качеств на тот момент. Но причина этого во многом кроется в его матери. Он перенял у нее все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих.

Ученик. “Митрофан, воспитанный своей матушкой, становится “злонравия достойным плодом”. Не уважающий и не любящий своей матери, он не может уважать и любить свою Отчизну, следовательно, ничего полезно сделать для неё не может, а значит и не может быть истинным гражданином. Это не идеал Фонвизина.

Учитель. Какие проблемы поднимает Д.И. Фонвизин в своём произведении?

Проблема воспитания, образования молодого поколения, проблема отсутствия гражданственности, служения отечеству.- эти проблемы поднимает Фонвизин в комедии Недоросль.

Учитель. Итак, мы с вами заговорили о проблеме воспитания и образования, я предлагаю вам заполнить диаграмму Венна.

5 стр., 2489 слов

Что ждет митрофана в будущем. Сочинения по русскому языку и литературе

... Митрофану недоросли, которые плохо учились, ничего не делали, так проживали свои дни. У Митрофана были домашние учителя, ... Характеристика и образ Митрофана в комедии Недоросль Фонвизина сочинение Митрофан – один из ... сделало Митрофана именно таким? Конечно, эта та система воспитания, которая исходила от Простаковой, матери ... будущее ждет Митрофана? Догадаться, я думаю, совсем несложно… Не принесет Митрофан ...

К чему привело отсутствие воспитания и образования у Митрофанушки?, Учащиеся заполняют диаграмму Венна.

невежество, невежда и невежа.

Учащиеся рассказывают о значении слов, о том, что они являются паронимами.

  1. РЕФЛЕКСИЯ.

Сейчас я предлагаю вам написать пятиминутное эссе на тему «Суд над невежеством».

Учащимся заранее приготовлены бланки для написания эссе. Приложение №3.

5-6 работ зачитываются учащимися при выполнении, остальные сдают эссе учителю.

  1. ИТОГ УРОКА.

Учитель. Мы живём в XXI веке. Как вы думаете, встречаются ли в нашем современном обществе «митрофанушки» ?

Ученик: Я считаю, что в современном обществе встречаются митрофанушки и очень часто. Сейчас многие богатые родители отправляют своих детей в престижные и дорогие частные школы, но образование там не всегда находится на должном уровне. Как следствие, дети проникаются нелюбовью к учебе. Родители же не всегда следят за своим поведением в присутствии детей, подавая им дурной пример. В то же время они души не чают в своих чадах и сильно их избаловывают.

Ученик: И как 250 лет назад мы понимаем, что человека сильного, благородного в мыслях и поступках, настоящего гражданина делает желание и умение учиться, применять свои знания в жизни и на благо общества.

Учитель. И в завершении нашего урока я предлагаю вам составить синквейн на тему Митрофанушка.

Учащимся заранее приготовлены бланки для написания синквейна. Приложение № 4.

  1. Домашнее задание (вывести на слайд).

    Вы одни из тех, кому поручено будущее нашей страны. Какие пожелания, советы вы дали бы современным Митрофанушкам, чтобы они стали достойными людьми? Напишите письмо современному Митрофанушке.

  2. Выставление оценок.