«Имидж педагога как наглядное проявление его профессиональной культуры» материал

Эссе на тему:

«Имидж педагога как наглядное проявление его профессиональной культуры»

2015 г

Педагог – профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Это профессия, предполагающая способность успешно функционировать, проявляющаяся в социально-психологической модели типа «человек-человек». Это те люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом – только первая ступень профессионализма. На втором месте стоит такое качество, как современный имидж. Имидж способствует успешной презентации своих профессиональных и личностных качеств, то есть то представление, которое человек, неосознанно или намеренно, создает о себе в глазах других людей.

Современные дети, их родители более серьезно относятся к имиджу педагога. Условия работы в сегодняшних образовательных организациях требуют от педагогов поиска путей повышения их репутации и авторитета в глазах окружающих, и без сознательного построения своего профессионального имиджа, естественно, не обойтись. Грамотно созданный имидж вызывает уважение у учащихся и, безусловно, повышает авторитет педагога. По данным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств педагога в конце ХХ века имидж занимает второе место с точки зрения учащихся и лишь восьмое с точки зрения самих педагогов.

Имидж – своеобразный человеческий образ, включающий в себя умение общаться, искусство говорить, слушать и, что особенно важно, помогающий выстраивать отношения с окружающими. «Педагогический словарь» даёт определение имиджа преподавателя как «эмоционально-окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими». Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит во многом от самого педагога, но немаловажную роль в формировании имиджа играет не только сам человек, но и те, кто окружают его.

Общество, порождая требования к профессиональному имиджу педагога, безусловно, влияет на его содержание. Таким образом, для того чтобы современный педагог смог всесторонне реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей обучения, организовать эффективное учебное сотрудничество и педагогическое общение, необходимо работать над своим имиджем, учитывая все структурные элементы имиджа.

34 стр., 16678 слов

Формирование имиджа детского развивающего центра средствами художественно-зрелищных ...

... построения имиджа детских развивающих центров. Проблема исследования заключается в имеющемся противоречии между необходимостью формирования имиджа ... образовательно-воспитательная работа с детьми дошкольного и ... педагоги лучше, бытовые условия комфортнее, группы меньше, и педагог ... человек, либо у группы людей, (а бывает и одного, но авторитетного человека), ... «SMILE» на базе студии танца и фитнеса « ...

В создании имиджа педагога большую роль играет педагогическая этика, изучающая характер нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатывающая основы педагогического этикета – специфические правила общения, манер, поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием. Педагогическая этика включает в себя такие неотъемлемые составляющие, как профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь, педагогический авторитет, педагогическая совесть и педагогический такт, правильно работая над которыми педагогу можно добиться прекрасного имиджа профессионала.

Но особое внимание следует уделить первостепенной составляющей имиджа педагога – визуальной привлекательности. Весь облик педагога должен быть современным, внушающим уважение и доверие. Внешность педагога является либо продолжением его достоинств, либо ещё одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере. Успешная «самоподача» требует усилий по поддержанию созданного впечатления. Здесь значения имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выбранный макияж, и модная стрижка или укладка. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен как личность. А без интереса к личности педагога нет интереса к предмету. Интерес к личности педагога, таким образом, – средство активизации интереса к предмету. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свой собственный имидж, который включает и визуальную привлекательность.

Вот несколько выдержек из высказываний учеников, ярко иллюстрирующих важность и значимость имиджа педагога в достижении профессиональных задач: «Когда учитель хорошо одет, мы проникаемся невольным уважением к нему». «То, как учитель одет, влияет на запоминание материала. Я думаю, здесь такой механизм: если она со вкусом, современно одета, мы ей верим».

Формирование личного обаяния педагога приносит хорошие плоды: формирует позитивное отношение учащихся к нему, делает общение с ним приятным и комфортным. Поговорка гласит: «Встречают по одежке, провожают по уму». Для учащихся информация, полученная от зрительного образа педагога, является «банком данных», на котором они выстраивают своё отношение к нему. И чем точнее создан визуальный образ педагога, тем легче учащимся общаться с ним, и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык с учениками.

12 стр., 5805 слов

Экскурсионная речь как профессиональный педагогический жанр учителя-словесника

... качество экскурсионной речи учителя; определить ее место в системе речевых профессиональных для учителя жанров; выявить исходные знания студентов-филологов об экскурсионной речи, уровень сформированности умений создавать данный профессионально значимый речевой жанр: определить содержание ...

Однако не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение формирует имидж педагога. Восприятие и понимание речи педагога учащимися связаны с процессом учебного слушания, на которое приходится приблизительно 25-50% учебного времени. Поэтому качество освоения учебного материала зависит от совершенства речи педагога. Учащиеся очень чутки к речевым особенностям педагога. Поэтому владение речью сегодня – важнейшая профессиональная составляющая педагога. Она включает в себя способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики. Сообщает ли учитель новый материал, комментирует ли ответ ученика, выражает одобрение или поощрение, – речь педагога на уроке должна быть всегда обращена к учащимся и отличаться внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли его ясное, простое, понятное для учащихся. Поэтому очень важно правильно выбрать стратегию вербального воздействия на аудиторию.

Подводя итог всему вышесказанному, можно прийти к выводу, что современный педагог может полностью реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей обучения, организовать эффективное учебное сотрудничество и педагогическое общение. Для этого необходимо осознавать свои профессионально-личностные качества и желать их совершенствовать, работая над своим имиджем. Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает, достигая карьерных высот. Все это, безусловно, может быть осуществлено на основе личностно-деятельностного подхода к обучению, отвечающего тем требования, которые предъявляет современный этап развития образования к процессу обучения, к педагогу, ведь как высказывался древнегреческий философ Ксенофонт: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится».