Молодежные субкультуры

Я взяла эту тему, потому что она очень близка для меня, я сама принадлежу к готической субкультуре. Да и к тому же эта тема актуальна и очень интересна. В этом проекте мы попытаемся передать суть понятия «субкультура», именно только основную часть, т. к. всё это рассматривать в развёрнутом виде не хватит нескольких лет, но надеемся, прочитав этот проект, вы будите, точно знать о многих субкультурах и что вообще означают неформальные сообщества.

В последнее время на улицах нашего города появилось достаточно большое количество оригинально одетых молодых людей. При такой кричащей внешности трудно не обратить на них внимания. И действительно их одежда специально подобрана так, чтобы выделять их из толпы и показывать какие идеи они проповедуют.

Сталкиваясь с представителями субкультуры на улицах города, общественном транспорте, кафе, кино меня очень заинтересовал вопрос: «Чем же эти мальчики и девочки отличаются от меня, моих друзей и еще очень большого количества людей к субкультурам себя не причисляющих.

Безусловно, они отличаются яркой манерой одеваться, но ведь если я куплю мешковатую кофту, поставлю торчком волосы на голове, или, к примеру, куплю тяжелые ботинки, я не стану от этого ни рэпером, ни панком, ни скинхедом. Или же вместе с определенным стилем одежды человек перенимает философские идеи и отличающийся от других жизненный стиль.

Если это так, то у меня возникает второй вопрос: «Что является толчком, для того чтобы человек выбрал определенную субкультуру? Так сказать культурно самоопределился».

Согласитесь, молодежная субкультура это явление, которое в своей динамике затрагивает не только молодежь, но и обывателей всех других возрастов. Приходилось слышать разные мнения об этом феномене, но, к сожалению, они чаще негативные, а бывают и очень даже агрессивные. Почему же так происходит? Может быть, в этом виноваты сами неформалы?

Отчасти да, человек так устроен, что негативный опыт он запоминает гораздо ярче и помнит куда дольше, чем позитивный. Да, существуют агрессивные субкультуры, представители которых эпатируют своим поведением, но ведь если нам нахамил шахтер, мы не говорим, что все представители этой профессии невоспитанные люди. Нельзя всех неформалов «чесать под одну гребенку». Какими бы ни были их идеалы, цели и средства, которыми они пытаются добиться этих целей, в общем, все они борются за одно: за индивидуальность. И мы опять заставляем их наступать на те же самые грабли.

Что касается агрессивных субкультур, то очень хотелось бы знать, ведутся ли в городе Кемерово какие-либо исследования по этой тематике. Ведь в этом направлении молодежной культуры от простого самовыражения до вреда другим людям не так уж и далеко.

28 стр., 13923 слов

Молодежные субкультуры (2)

... выбрала тематику молодежных субкультур для реферата по нескольким причинам. Во-первых, она интересна как мне, представителю сразу нескольких субкультур, так и другим людям. Во-вторых, в наше время эта ... Другая точка зрения исходит из того, что субкультура представляет собой противостояние, которое состоит в том, что причина разнообразия в подростковом мире являет собой выражение межвозрастной и ...

Эта научная работа капля в море по исследованию субкультур, но ведь море состоит из капель, а если, серьезно прочитав все, что здесь написано, человек все-таки должен задуматься над вопросами: «Кто же такие неформалы и как стоит к ним относиться?»

При этом я точно знаю, что каждый свое мнение должен составить лично сам.

Цели и задачи

1. Попытаться разобраться, чем, кроме внешнего вида, неформалы отличаются от обычных людей, а, следовательно, узнать, что же такое субкультура: продукт молодежного обезьянничества или какое-либо особое жизнепонимание и мироощущение.

2.

3

4. Поскольку молодежные движения затрагивают все общество в целом, то необходимо знать, как к субкультуре относятся администрация и горожане Кемерово. Необходимо узнать это и для того, чтобы выяснить, ведется ли какая-либо работа с представителями молодежных субкультур, ведь иногда от просто совместных прогулок до вреда другим людям и самим себе становится не так уж далеко.

1. Предмет нашего исследования: молодежь и субкультура.

«Прежде чем говорить о молодёжной субкультуре, нужно определиться, что следует понимать под этим термином. Это необходимо сделать еще потому, что на сегодняшний день не только понятие молодёжная субкультура, но и понятия молодёжь и субкультура трактуются по-разному. Однако, поскольку становление указанных понятий происходило в борьбе различных мнений, то мы вкратце обратимся к становлению и развитию базовых понятий, проясняющих сущность характеристики феномена (явления) молодёжной субкультуры.

Понятие субкультура вошло в научный оборот сравнительно недавно. Так, в справочной литературе до середины 80-х годов XX столетия этот термин найти не удаётся. Кроме того, в первых работах отечественных исследователей, касавшихся этого понятия, отношение к нему было подчёркнуто отрицательным: говорилось, что субкультура – это не только порождение капиталистического общества, но и признак его загнивания.

В отечественных справочных изданиях понятие субкультура появилось лишь во второй половине 80-х годов XX столетия. В это время понятию «субкультура» перестали предавать значение, во — первых, отрицательное значение; во — вторых, его стали использовать не только для характеристики капиталистического общества, но и социалистического, каковым был СССР; однако при этом, в — третьих, сохранился негативный оттенок в его трактовке, возможно, если речь идёт о субкультуре преступного мира, то этот оттенок оправдан, но в случае с молодёжной субкультурой он приводит к определённым сложностям.

В настоящее время понятие субкультура, освободившись от негативного оттенка значения, заняло в отечественной науке полноправное место. Согласно современной точки зрения субкультура – это «особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами».

8 стр., 3895 слов

Культура СССР в 20-30-е годы XX столетия

... годы все сферы жизни все больше идеологизируются. Основной задачей культурной революции становится утверждение марксистско-ленинской идеологии в духовной жизни страны. Коммунистическая идеология культуры, В. И. Лениным В. И. Ленин В. ... стремление распространять идеи революции в другие страны вызвало враждебное отношение к Советскому Союзу. С 1925 г. в сложной международной обстановке провозглашается ...

Теперь поговорим о понятии «молодежь». Поскольку в настоящее время наблюдается некая путаница в определениях, а также попытки свести его значение лишь к возрастным параметрам.

Молодежь – это одновременно не дети, для которых характерна полная несамостоятельность и безответственность, но также и не взрослые.

Одна из первых попыток увязать становление человека или личности с возрастными этапами была предпринята в 1762 году французским философом Ж.-Ж.. Руссо. Он выделил в начале жизни человека 5 следующих этапов: 1)от рождения до конца первого года жизни; 2)2-12 лет; 3)12-15; 4)15-20; и 5) 20-25 лет. Согласно Руссо четвертому этапу соответствовал период юности, то есть период, когда наступает зрелость чувств, возникает интерес к ближнему и обществу, пробуждается чувство любви, происходит физическая перестройка организма, наступает половая зрелость. Величайшая заслуга философа в том, что он сумел увидеть, что человек, в отличие от всех других живых существ, имеет две природы: биологическую и социокультурную. Руссо писал: «Мы рождаемся, так сказать, дважды: один раз, чтобы существовать, другой чтобы жить; один раз для рода, другой для пола»

Серьезные попытки определить значения понятий «юность», «подростковость» и «молодость» предпринимались на протяжении всего двадцатого столетия специалистами различных научных направлений: медиками, психологами, социологами, юристами, педагогами и др. При определении этих понятий не всегда присутствовало стремление синтезировать биологическую и социальную природу человека: наблюдается как крен в ту или другую сторону, так и абсолютизация одной из сторон.

К концу 50-х годов XX столетия стало ясно, что с определением биологических (возрастных) рамок юности (и соответственно отрочества и молодости) возникает слишком много трудностей из-за того, что рассматриваемый в качестве отправного момента пубертационный период у одних людей наступает раньше, а у других позже. Хотя в рамках биологизаторского направления в определении понятий «юность», «отрочество» и «молодость» и отказались в основном от четких возрастных границ, все же постоянные попытки хоть и не жестко установить эти границы периодически в тех или иных вариантах возобновляются.

Во второй половине 50-х – начале 60-х годов коррективы в научную мысль внесла сама жизнь. Молодежные революции 60-х годов в США и Европе, а также молодежные «события» в том числе и в России, заставили все больше внимания уделять социальным аспектам развития молодежи.

Параллельно с биологизатарскими взглядами на молодежь, правда, с некоторым запозданием, развивались социологические взгляды, которые, стартовав позже, В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ, во всяком случае, в российской науке стали доминирующими.

В социологических концепциях при определении юности, отрочества и молодости также пытаются ввести возрастной параметр, но при этом исходят из того, что биологический и социальный возрасты не совпадают. В данных концепциях первичным становится социальный, а вовсе не биологический возраст. Г. Гризе: «Молодежь – это в первую очередь не возрастная фаза и не продукт природы, каким является пубертация, а социокультурный феномен, который в своих формах проявления подчинен историко-общественным параметрам».

Социологические концепции при введении возрастных границ в первую очередь опираются на период, необходимый для получения традиционных форм образования, то есть периоды обучения в общеобразовательной средней школе и в вузе, а в некоторых концепциях добавляют период обучения в аспирантуре. Кроме окончания обучения и начала работы по специальности в качестве завершения юношеского возраста некоторые авторы вводят такой параметр, как вступление в брак. Хотя вступление в брак, как, впрочем, и появление на свет собственного ребенка могут остаться чисто формальными признаками, если к ним не прибавляется чувство ответственности самого человека за созданную им семью или за рожденного ребенка. Здесь уместно привести мнение польского ученого К. Пржеклавского, объединившего три отмеченных нами параметра и попытавшегося объяснить какой смысл вкладывается в понятие «молодежь»: «Установление границ между молодыми и немолодыми представляется невозможным и нецелесообразным. Здесь можно говорить о принадлежности к этой категории в большей или меньшей степени»

3 стр., 1270 слов

Массовая культура в современном обществе

... Массовая культура в современном обществе Современная массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества ... в целом изучена недостаточно. Каждая элита и внеэлитная часть общества имеют свою культуру. Социологи различают три современные формы культуры: элитарную, внеэлитарную и массовую, а также некоторые ее разновидности: субкультуры, например, субкультуру молодежи. Культура ...

При всей специфичности молодежь не существует вне социальных слоев и проблем, поэтому молодежные проблемы производны от широких социальных процессов затрагивающих и другие слои общества.

Подытоживая значения понятия «молодежь» обратимся к двум определениям, данным отечественными авторами. Первое определение принадлежит В.Т. Лисовскому (1968): «Молодежь—поколение людей проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенности социального положения. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально- историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.

Теперь, наконец, мы можем перейти к рассмотрению понятия «молодежная субкультура». Это понятие употребляется для обозначения частичной культурной подсистемы внутри базовой культуры общества, культивирующей собственно молодежную систему ценностей, норм и форм поведения, отношения к моде и т.д.

Молодежная субкультура является своеобразной формой адаптации к нормам, ценностям, образу жизни общества, а также попыткой внесения изменений в старую, а иногда и создание новой системы ценностей, морали общества.»[1]

2. Формальные и неформальные объединения. Характеристики молодежной субкультуры

«Неформалы» — кто они? Ответ на эти вопрос неоднозначен, как неоднозначны и неоднородны сами неформальные объединения. К тому же, бурная общественно-политическая жизнь заставляет изменяться самодеятельные формирования, причём эти изменения зачастую касаются не только форм и методов их деятельности, но и провозглашаемых целей. ФОРМАЛЬНОЙ обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами. А НЕФОРМАЛЬНЫЕ организации и объединения ничего этого не имеют.

11 стр., 5177 слов

Культура и общество (3)

... охарактеризовать два основных подхода, две основные точки зрения на развитие культуры и общества. Первая - это теория эволюционного развития культуры. Основным принципом этой теории является постепенное изменение культурных ... говорят, употребляя не более четырех десятков слов, и, тем не менее, имеют свою культуру, например обычаи, традиции и даже примитивное искусство. Очень часто в обыденном, ...

В понятия неформальная организация социологи вкладывают разный смысл. А. И. Пригожин считает, что неформальная организация определяется как один из типов организации социальных систем, возникающий и существующий наряду с формальной организованностью этих же систем. Неформальная организация – это спонтанно сложившаяся система социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения.

С юридической точки зрения, неформальное объединение – это такая форма объединения, которая не является юридическим лицом (юридическое лицо положено регистрировать в подразделениях Минюста) и не является официально созданным общественным объединением без образования юридического лица. Неформальное объединение это такое, которого нет в реестре Министерства юстиции, у него отсутствуют обязательные, юридически определенные атрибуты общественного объединения: устав, учредители и многое другое.

Мы не согласны, что субкультуры правомерно называть неформальными объединениями, а их представителей неформалами, так как хоровой кружок ветеранов тоже можно считать неформальным объединением, но он не является субкультурой.

«Субкультура имеет свои характерные черты:

1) молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней.

2) вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, манер, мировосприятия, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности, а данной субкультуре

3) значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают выражение в символике и атрибутике, которой придерживаются ее члены..

Но, тем не менее, не вся молодежная культура имеет право называться субкультурой.

Чтобы точнее определить, что в действительности представляет собой феномен молодежной субкультуры, необходимо развести его толкование с понятием культура для молодых[3].

Основные их различия таковы:

1)молодежная субкультура создается самими молодыми людьми для молодых; культура для молодых создается, инициируется «отцами» для «детей»

2)молодежная субкультура, отклоняясь от традиционной культуры, в действительности нацелена не на разрушение современной социокультурной обстановки, а на включение молодых людей в общество; культура для молодых, хотя по форме может отклоняться от традиционной культуры, но, по сути, это одно из проявлений культуры индустриально развитых и постиндустриальных обществ, ее сегмент, а потому она удерживает молодых людей в рамках их общества;

3)для молодежной субкультуры характерен эскапизм, поскольку молодые люди «уходят» в нее из общества; культуре для молодых, наоборот, присуще стремление быть сопричастным к той культуре, которую молодым предлагает и навязывает общество;

4)для молодежной субкультуры характерен нонконформизм; а культуре для молодых – конформизм;

5)молодежная субкультура – феномен урбанистический, характерный для крупных городов; культура для молодых рассчитана на молодых людей вне зависимости от того, где они живут.

15 стр., 7428 слов

Исследование особенностей восприятия образа молодежной субкультуры эмо

... музыкой и другой информацией. Подавляющее большинство современных субкультур являются молодежными, и основываются на неприятии молодыми людьми господствующей в обществе культуры, с ее нормами, стереотипами и ценностями. Это ...

Молодежная субкультура и культура для молодых сосуществуют, порой параллельно, порой пересекаясь, но никогда не сливаясь. Самое главное отличие молодёжных субкультур в том, что они эзотеричны, они создаются молодыми для себя, для внутреннего пользования и не рассчитаны на массовое потребление, они закрыты «для» и «от» внешнего мира.

3. Взаимодействие субкультур с базовой культурой и между собой.

Субкультура и базовая культура взаимосвязаны, неразрывны, вместе они составляют единое целое. Совместное существование приводит к постоянному взаимодействию, которое в свою очередь приводит к динамическим изменениям как в базовой культуре, так и в молодежных

Каждая общественная система представляет мозаику из определённого набора субкультур. Однако субкультуры разных обществ будут различаться, поскольку будут являться носителями всех особенностей и характерных черт СВОЕЙ базовой культуры

Дело в том, что традиционная, официальная, или так называемая базовая культура общества не является для конкретного человека вопросом выбора, поскольку если он родился в рамках данной культуры, то впитал её с молоком матери, в процессе роста. Как младенца при крещении не спрашивают, хочет он того или нет, так и при передаче базовой культуры человека не спрашивают, хочет он принимать её или нет. Он растёт, живёт и действует в данном культурном пространстве.…

«Элементы базовой культуры неизбежно привносятся в молодежную субкультуру.[4] И даже если элементы базовой культуры отрицаются в молодежной субкультуре, они все равно так или иначе включаются в нее, поскольку отрицать можно лишь то, что существует.

При этом и в базовую культуру интегрируются элементы молодежной субкультуры.

Молодость это такой период жизни, когда человек строит отношения, получает знания и нарабатывает умения, которые будут определяющими в его дальнейшей жизни. Каждое молодежное поколение, вырастая, вносит в базовую культуру общества то, что было выработано им в период молодости.

Наша сегодняшняя культура представляет собой не инверсию базовой культуры и молодежной субкультуры 60-х годов, а некую цельность, включившею в себя элементы и молодежной субкультуры 60-х,70-х, и последующих годов, и криминальной, и профессиональных и многих других субкультур. Только в сегодняшней базовой культуре из десятков ингредиентов возникла цельность, которую обратно в первоэлементы тех субкультур уже не вернуть».

Субкультуры взаимодействуют не только с базовой культурой, но и между собой. Одна может стать причиной для упадка другой, или же наоборот: трамплином для развития . Так, например готическая субкультура проистекает из постпанка и делится еще на множество движений.

Как уже говорилось выше, базовая культура общества не является для каждого конкретного человека вопросом выбора, а вот в отношении определённых субкультур человек может решать, принимать их или нет. Но поскольку люди все разные, они выбирают те субкультуры, которые отвечают их требованиям и нуждам.

Что же было источником конструирования «культурных мифов в отечественных молодежных субкультурах?[6] Для России таким источником стал Запад. Отечественные молодежные субкультуры, начиная со стиляг, конструировали «свой Запад» в соответствии с представлениями и традициями российской культуры, являясь сложным переплетением инновационных элементов с элементами «своей» и «чужой» культурных традиций. Например, субкультура отечественных хиппи унаследовала традиции странничества и пацифизм: толстовское отрицание государства и «непротивление злу насилием». Таким образом, многие отечественные молодежные субкультуры явление органическое, а не привнесенное и заимствованное. Западные образцы субкультурных стилей переработаны и переосмыслены в соответствии с особенностями российской цивилизации и российской ментальности.

9 стр., 4309 слов

Человек творец культуры

... и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации [1] : Культура понимается как… «Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей» «исторически определённый уровень развития общества и человека, ... не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур -- Культура Египта началась в храме, и первыми её творцами были жрецы. Культура связана с ...

Так что же все-таки представляют собой субкультуры по отношению к базовой культуре?

По нашему мнению термин «субкультура» можно приравнять к термину экстернальная культура.

Экстернальные культуры аккумулируют определённые нормы и символику. Если основная культура – это те нормы и символы, которые задают основной принцип данного общества, то в экстернальные входит всё, что осталось вне основного мифа – самоописания общества.

Стоит сказать, что экстернальные культуры появились именно тогда, когда появилось человеческое общество. Пример: Ранние христиане были экстерналами в Римской Империи, в Средневековой Европе – это многочисленные ереси, в России – раскол

Получается, что субкультуры — это зеркальное отражение проблем нашего общества, и хотя бы поэтому нужно адекватно к ним относиться и попытаться лучше разобраться.

Как-то, читая молодежный журнал «После», который издает наш Кемеровский Государственный Университет, наткнулись на статью о субкультурах, которая называлась «Они мешают нам жить». Но почему же такое отношение? Действительно, некоторые представители агрессивных субкультур шокируют обывателей своим поведением.

Негативное впечатление, произведенное этими отдельными людьми, переносится на представителей всех субкультур, и, не попытавшись разобраться, в чем же дело, люди идут по самому простому пути: они начинают осуждать все и вся, что связано с субкультурой

Но если подумать, то в шок нас ввергают не только скинхеды, гопники и прочие, но и просто пьяные или «развязанные» люди.

Субкультуры, также как и наша базовая культура, имеют различных представителей, и некоторые из них действительно достойны осуждения. Но нельзя, не зная осуждать все, нельзя вешать ярлыки. Это всегда приводит только к непониманию и конфликтам. Нужно всегда стараться и пытаться понять других людей.

4. Классификации субкультур

По мнению одного из ведущих исследователей подросткового неформального общения И. С, Полонского, около 85% подростков и юношей проходят через стихийное групповое общение. При этом автор считает, что организованный школьный коллектив и стихийное общение подростков различаются по ряду параметров. Стихийная группа склонна к самоизоляции, крайнему обособлению от взрослых, прежде всего, от родителей и школы, В таких группах возникает узкогрупповая мораль, которая в искаженном виде представляет «взрослые» нормы и ценности, столь желанные для подростков.

По характеру социальной направленности И. С. Полонский делит стихийные группы на три типа:

1.АССОЦИАЛЬНЫЕ

2.АНТИСОЦИАЛЬНЫЕ

3 .ПРОСОЦИАЛЬНЫЕ

5.Почему субкультура — это культура молодых?

В этой научной работе субкультуру мы также называем молодежной культурой. И не малую важность имеет вопрос: «Почему к определённому возрасту люди «уходят» из субкультуры»?

14 стр., 6759 слов

Субкультуры как способ самовыражения современной молодёжи

... людей формируется свой взгляд на жизнь, эстетические вкусы, своя идеология. Каждая субкультура и неформальное объединение создают свою музыку, которая отражает их идеологию. Новым направлением в искусстве ... жизнь и никто не вправе запретить ему это. Молодежь ... и в ушах. Культ нечистоплотности во всем. Грубый жаргон, близкий к жаргону "зоны". Поведение непристойное. Многие из них употребляют наркотики, ...

Субкультура — это сообщество людей, которые понимают друг друга, у них похожие мнения и взгляды, им нравится общаться, проводить время вместе. Почему же к определённому возрасту это общение прекращается? Проблемы и обязанности подростков, отличаются от проблем и обязанностей взрослых, самостоятельных людей. Было бы лицемерием сказать, что проблемы подростков менее сложные, а обязанности менее обременительные. Это не так, они просто совсем другие, но, как ни крути, подростки располагают, большим количеством свободного времени. Они не заняты зарабатыванием денег, не имеют экономической самостоятельности и не воспитывают детей. Избыток свободного времени подростки тратят, в основном на общение с близкими им по духу людьми. По мере того, как они находят своё место в обществе, кто-то играет в рок-группе, кто-то поступает в вуз, женится, становится художником – они всё больше отдаляются и, в конце концов, выходят из тусовки. У кого-то уже не хватает времени на былое общение, а кому-то это становится попросту не нужным.

6. Наркотики и молодёжная субкультура.

«В обыденном сознании, молодёжная субкультура прочно связанна с драками громким прослушиванием тяжёлой,[7] а иногда и странной музыки, действие которой сравнимо со свойствами психотропных препаратов, переругивание с недовольными соседями, курение и прочие мелкие злачности, вот всё то, что в сознании обывателя прочно связано со словом субкультура, то, что мы ассоциируем со всеми её проявлениями».

Но разве всё выше сказанное не является характерными чертами и для культуры молодёжи?

Может это просто старческое брюзжание старшего поколения, ведь плохое легче увидеть, чем хорошее, может и наше в чём-то не правильное поведение. Но, тем не менее, молодёжная субкультура прочно увязывается с наркоманией. «И действительно, хотя бы то, что наркоманов стариков практически не существует и наркотики потребляются, прежде всего, молодыми людьми, превращающими всё, что связанно с наркотиками в проблему для себя и для старших поколений, невольно наводит на мысли, что здесь не обходится без молодёжной субкультуры.[5].

Однако юный возраст наркоманов определяется в первую очередь не их принадлежностью к молодёжной субкультуре, а тем, что мало кому из них, как правило, начинающих потреблять наркотики вовсе не на старости лет, удаётся излечиться от наркотической зависимости, и банально дожить до преклонных лет. Ведь никому же не приходит в голову на основании того, что алкоголь потребляется практически «в любом сознательном возрасте», утверждать, что молодёжной субкультуры как феномена не существует.

Да употребляющие наркотики молоды, однако далеко не все наркоманы входят в какую-либо молодёжную субкультуру. Наркоманов намного больше, чем субкультурных молодых людей, и тому есть много серьёзных социальных причин, рассмотрение которых выходит за рамки нашей тематики.

Вопрос о наркотиках и наркомании в контексте молодёжной субкультуры вовсе не однозначен, как это, вероятно, может показаться с первого взгляда. Так, в одних неформальных молодёжных объединениях употребление наркотиков обязательно для их членов; в других оно не запрещается и не навязывается, а решение потреблять или не потреблять наркотики остаётся за каждым молодым человеком; в третьих — же, потребление наркотиков попадает под строжайший запрет и условием прибивание в составе такого неформального объединения является полное соответствие так называемому здоровому образу жизни и отсутствие «вредных привычек и пристрастий».

21 стр., 10245 слов

Готическая субкультура

... мира готов. 3. Охарактеризовать особенности внешнего вида человека-гота. 4. Проследить место готической субкультуры в современном обществе. При написании курсовой работы были использованы различные источники и литература, ... компании, музыкальные группы. В этом нет ничего удивительного - можно сказать, что готика - это явление, на которое не действуют национальные, территориальные и языковые рамки. ...

Наркотики являются причиной многих бед, как для тех, кто их употребляет, так и для их родственников. Сейчас с наркоманией ведётся активная борьба: в учебных заведениях и по телевиденью говорят о вреде наркотиков. Но, к сожалению, борьба эта имеет только определённый процент успеха, те причины, по которым это происходит не входит в компетенцию данной научной работы, но следует сказать, что наркомания хоть и взаимосвязана с молодёжной культурой это отдельная проблема, которая имеет свои социальные аспекты. Не нужно пытаться свалить вину на кого-либо, нужно пытаться решать эту проблему.

7.Молодежные субкультуры в городе Кемерово.

Рассмотрев то, какие бывают субкультуры, как они делятся и классифицируются, чем различаются, мы хотели бы перейти к рассмотрению культурной мозаики нашего города.

Первое, что хотелось бы узнать: ведутся ли какие-либо исследования этого вопроса в нашем городе. Где еще, как не в доме молодежи могут проводить исследования молодежной культуры? Мы отправились туда. В приемной «Областного комитета Союза Молодежи Кузбасса Российского союза молодежи Кузбасского центра «Инициатива» на нас посмотрели с удивлением, сказав, что занимаются официальными мероприятиями, а подобные вопросы в их компетенцию не входят. Нам посоветовали обратиться в фонд «Общественное мнение», куда мы тут же и отправились. Там на нас посмотрели с не меньшим удивлением. Оказалось, что в фонде «Общественное» мнение нет никакой статистики и не ведется исследований по теме субкультура. Но, тем не менее, они попытались нам помочь. Для нас написали названия организаций, которые на всероссийском уровне занимаются исследованием субкультур и дали телефонный номер Лозинга Д.В. Но и он ничем нам помочь не смог, сказав, что в городе не ведется никаких исследований субкультур. Единственная организация, связанная с неформалами это Кемеровский рок-клуб, но и там нам ничем не помогли, сказав, что они занимаются музыкой и работают в этом направлении.

Получается, что в городе Кемерово такой аспект социализации, как субкультура, не является предметом исследований, получается, что молодежь предоставлена сама себе, не существует никаких общественных организации, которые занимались бы этой проблемой.

Возможно, что ведутся какие-то любительские исследования, или исследования подобные нашему, но никакой достоверной информации о них мы получить не можем.Мы не имеем возможности провести масштабный социологический опрос, результаты которого могли бы дать объективные сведения о численности, распространенности и идеологии различных субкультур. Поэтому мы решили взять интервью у представителей разных субкультур, у их ровесников, к субкультурам себя не относящим, и у людей взрослых.

Мы выбрали именно эту форму опроса, потому что интервью – это беседа, а в беседе человек может более полно объяснить и аргументировать свою точку зрения, чем в анкете.

Для интервью мы решили не составлять точного плана, мы только обозначили ряд вопросов для обсуждения, ведь, согласитесь, интервью это живой диалог, записанный на бумаге. В начале беседы никогда не знаешь, куда заведет ее окончание.

Интервью, взятые у представителей субкультур.

Готы.

  • К какой субкультуре ты себя относишь?
  • К готам.
  • И как давно?
  • Я не знаю, давно, года 3.

А вообще, я с рождения готичка. С рождения всё пошло не так, как надо (смеётся)

  • А, всё-таки, что послужило толчком к твоему культурному самоопределению?

— Я очень любила одного молодого человека, он сказал как-то, что ему нравятся мрачные, одетые во всё чёрное молодые девушки. Первый раз я оделась для него, мне это понравилось, стала присматриваться, изучать. Сейчас я делаю это для себя. Это вошло в мою жизнь, это то, что я называю своей жизнью.

  • А почему именно готика, что в ней тебя привлекает?

— Готика — это красота, чистота, в отличие от тех же панков. Они меня не привлекают ни по идеологии, ни по внешнему виду, а вот готика — это моё, это то, что мне нужно. Она ближе всего мне. Готы могут быть атеистами, сатанистами, христианами, они могут исповедовать какие угодно взгляды. И вообще, у каждого гота своя готика.

  • То есть готика — это относительная свобода?
  • По крайней мере, в идеологии, мыслях.
  • Но ведь базовая культура тоже свобода.
  • Нет.
  • Почему? Почему нет? Ведь я же свободна.
  • Да, наверное.
  • А почему же тогда субкультура? Может это протест?
  • Я же уже сказала, так получилось, так сложились обстоятельства, начала из-за парня, а потом втянулась.
  • Чем на твой взгляд готы отличаются от обычных людей?
  • Системой ценностей. В базовой культуре люди часто мыслят стереотипно, а в субкультуре каждый приносит что-то своё.
  • То есть все люди мыслящие?
  • Да, и творческие
  • А что ты мне ответишь, если я скажу, что общалась с готами, о которых у меня сложилось очень не приятное впечатление, и возникла одна очень интересная мысль: «Да они такие же готы, как я балерина»
  • Они только одеваются как готы, гоняются за внешним видом. Что такое готика они даже не представляют.
  • То есть они не готы?
  • Да.
  • А как же то пресловутое культурное самоопределение, на которое каждый человек имеет право?
  • Ну, хорошо, ты определился с субкультурой, так будь любезен, знай, что-нибудь о ней и не опускай её уровень ниже городского плинтуса.

Хотя, часто ведут себя не достойно не только представители субкультуры, но и носители базовой культуры.

  • А как к тому, что ты гот относятся другие люди? Часто сталкиваешься с враждебным отношением?
  • Достаточно часто, это не мешает, но очень не приятно.

Часто путают с сектантами, сатанистами. На самом деле готика — это совсем другое, мы проповедуем другие ценности. Очень многие просто вешают ярлыки, и всё.

  • А ты сама этого не делаешь? Как относишься к другим субкультурам?
  • Вполне нормально.
  • То есть имеют право на существование?
  • Да. Лишь бы мне от них плохо не было.
  • У тебя отношение к другим субкультурам, как у многих обывателей к твоей.
  • Вполне возможно.

Я общалась с представителями разных субкультур, просто так, для развития интеллекта, чтобы знать, что это такое, но они меня не привлекают. По большому счёту, мне всё равно

  • А как к твоему внешнему виду относятся в школе?
  • Плохо или никак, вешают ярлык, а если такие, как ты, то с интересом.
  • А каких больше?
  • Тех, кто вешает ярлыки.
  • Не раздражает?
  • Раздражает, хотя нет, просто неприятно.

В принципе, мне всё равно, как люди к этому относятся, но хотелось, что бы всё-таки пытались разобраться. Ведь если мы проповедуем другую культуру, мы ,всё равно, члены общества.

  • Пытаешься как-то объяснить другим людям, что есть твоя субкультура?
  • Да не то чтоб уж прям пытаюсь что-то кому-то доказать, просто излагаю свои взгляды и человек может их принимать или не принимать.
  • Часто представителей субкультуры считают наркоманами, что ты думаешь об этом?

— Это не правда, это стереотип. Абсолютная неправда. Ну, во всяком случае, я говору за себя и за свою субкультуру. Может для тех, псевдо-готов о которых ты мне говорила это важно, но для идейных готов это не имеет ни какого значения, для них важны такие вещи как общение, музыка…

  • То есть у вас, как и в официальном обществе существует разделение на людей с разными интересами, на более и менее интеллектуальных?
  • Да, по структуре мы похожи на общество обычных людей, но мы отличаемся по взглядам и идеям.
  • Но, у меня тоже свои, непохожие ни на чьи взгляды?
  • Ну да, можешь создать свою субкультуру (смеется).

— Мне это не нужно. Вы говорите: «Не чешите нас под одну гребёнку», и тут же сами под неё чешетесь. Говорите «Мы неформалы, мы вне рамок», и тут же, сами себе их ставите. На мой взгляд, самый большой неформал, это тот человек, который не принадлежит ни к какой субкультуре и при этом не боится выражать своё мнение.

  • А вот здесь ты не права. Ты можешь быть готом, но не носить чёрное. У каждого свой выбор, кто как хочет. Готика это состояние души.

(она же Ведьма), 15 лет

  • Привет!
  • Привет!!!!
  • Можешь ответить на парочку вопросиков?
  • Для тебя всё, что хочешь.
  • К какой субкультуре ты себя причисляешь?
  • Я готичка.
  • Почему ты стала такой?
  • Решила, что в жизни нужно что-то менять… Да и по мировоззрению мне эта субкультура больше подходит.
  • Чем, как ты думаешь, представители твоей субкультуры отличаются от обычных людей?
  • Думаю взглядами, прежде всего на жизнь.
  • Как ты относишься к представителям других субкультур?
  • Положительно, я бы даже сказала, что ровно.
  • Твоя мама в обморок ещё не падает?
  • Морально скорее да… Она очень негативно относится к моему выбору.
  • Часто ли приходится сталкивать с негативной реакцией?
  • Ну, ты же сама знаешь…мы с тобой одной крови!
  • Я-то знаю. Мне для работы.
  • Понятно, думаю наша культура, т.е.

готическая, сталкивается с негативом намного чаще, чем любая другая.

  • Да, нас всегда путают с другими.
  • Точно!
  • Знаешь, тут опрашивали одну барышню, и она сказала, что субкультура — это наркотики.

Ты как по этому поводу?

-Думаю, каждый человек, вне зависимости от того принадлежит он к субкультуре или нет, сам выбирает принимать ли ему наркотики. Нашей, как ты знаешь, культуре достаточно сходить на кладбище или прочитать очередные мысли Ницше и никаких наркотиков!

  • Спасибо.
  • Пожалуйста!

Скинхеды.

17 лет. Скинхед.

  • К какой субкультуре ты себя относишь?
  • К скинхедам.
  • И как давно?
  • Примерно около года.
  • Что послужило толчком к твоему культурному самоопределению?
  • Что?
  • Почему стал скинхедом? Почему именно скинхедом?
  • Я ненавижу чурок, азиатов, евреев и всех остальных, зачем они сюда приперлись? Россия для русских, они все твари, не люди, мочить их надо.
  • Кто дал право тебе решать кто человек, а кто нет, кому жить в России, а кому нет?
  • Мы сами дали себе это право, мы патриоты России, нам жить в России, мы делаем ее лучше, отчищаем от всякой нечисти.
  • А может вам просто нравиться драться?
  • Да.
  • А вам не все равно, кого бить?
  • Не, бить надо чурок и прочих тварей.
  • А как ты относишься к другим субкультурам?
  • Да они тоже, как чурки, отбросы общества, у всех патлы длинные, не поймешь где парень, где девка, сатанисты поганые, мочить их надо.
  • Но есть не только сатанисты.
  • Да какая разница, все равно уроды.
  • Но вы тоже субкультура.
  • Мы не субкультура, мы патриоты. Да и вообще, многие люди нас понимают.
  • А как ты относишься к тому, что в определенном возрасте люди уходят из субкультур?
  • Я никогда не уйду, я, если буду старый дед, чурок буду костылем долбать (смеется).

  • А как в школе, дома относятся к твоему выбору?
  • Нормально, родителям все равно, а в технаре даже уважают, это круто быть скинхедом.
  • А как ты относишься к наркотикам?
  • Мы не уважаем наркотики, наркоманы тоже отбросы общества. Чурки везут в Россию наркотики, это из-за них в России так много наркоманов.
  • Может, и везут, но они же силой их никому не вкалыают, свою голову надо иметь на плечах.
  • Все равно они виноваты, они твари.
  • То есть во всех наших проблемах виноваты не мы сами, а они?
  • Да (смеется).

    Наконец- то ты меня поняла. К нам не хочешь?

  • Увольте.

    Андрей 19 лет.

Синхед.

  • К какой субкультуре ты себя относишь?
  • Я скинхед, но это не субкультура.
  • Почему?
  • Субкультура — это противопоставление себя чему-то, а мы себя ничему не противопоставляем, мы просто деятельная часть общества.

Многие люди согласны с нами, но они боятся, а мы нет. Мы не боимся, мы не только говорим, но и делаем.

  • Может вы тогда герои?