,статьи и другой нон-фикшн лауреатов.. | ПОЭЗИЯ | ЛИНГВИСТИКА | ЭСТЕТИКА | VK

  • Эссе,статьи и другой нон-фикшн лауреатов Нобелевской премии по литературе:
  • Интенционной доминантой эссе является намерение автора передать личный опыт осмысления феноменов окружающей его действительности, открыв перед собеседником специфику последовательности хода субъективной рефлексии. Следствием этого являются такие характерные черты эссе, как центрированность на осмыслении важнейших концептов культуры, использование рассуждения и описания в качестве основных функционально-смысловых типов речи, присутствие сюжетной (событийно-темпоральной) линии только в качестве аргумента или иллюстрации к излагаемой точке зрения, подчеркнутый индивидуально-авторский выбор языковых средств и стиля подачи материала. Данные черты жанра формировались в результате его постепенно-го становления в пространстве мировой культуры. В настоящее время большинство исследователей признают наличие двух базовых источников возникновения жанра:

    1) западного — размышления Мишеля де Монтеня в книге «Опыты» 1580г. и эссе его последователей;

    2) восточного — Сей Сенагон «Записки у изголовья» (X в.), а также «За-писки в келье» Камо Тэмэй (XIII в.), «В часы досуга» Еси Кэнко (XV в.) и др.

    При сохранении общей интенционной доминанты, западный и восточный варианты имеют некоторые отличия. Западный направлен на постижение этико-рационального аспекта бытия, тогда как ведущим процессом в создании восточного является медитативное созерцание, высвечивающее этико-эстетическую сторону феноменов. Иными словами, в сознании европейца и американца интерпретация эссе антропо- и социоцентрична. Для представителя восточной культуры главным критерием искренности автора является чувство гармонии бытия в более широком понимании, включающем в себя мир окружающей природы. Отсюда его тесная связь с различными жанрами изобразительного искусства, на что справедливо указывают некоторые исследователи.

    С когнитивной точки зрения западное эссе базируется на процессах, которые Платон име-новал диалектикой, а Сократ майевтикой — т. е. на возможности создавать при помощи парадоксов, загадок, метафор и умолчаний напряженность мыслительного поля, вводящую читателя в состояние активного поиска ответа. Восточное же эссе основано на изначальном отсутствии напряженности феноменального поля, помещаю-щего читателя в медитативную воронкообразную всеохватность «рассеянного» зрения, увеличивающего широту воспринимаемого. Еще одно, весьма важное замечание относительно интенционной разницы кроется в личных причинах, подтолкнувших авторов к написанию своих произведений. Так, М. де Монтень был серьезно болен и писал, чтобы оставить о себе воспоминания — «каким он был на самом деле»; Сей Сенагон вела записи, находясь в расцвете сил и лет: она получила от императрицы в подарок пачку прекрасной бумаги и, обладая высоко развитым чувством прекрасного, использовала этот дар по своему усмотрению. Эта исходная позиция обоих авторов также не случайна, она подчеркивает все ту же полярность функционального назначения этого жанра в культуре: быть памятником или своего рода экзистенциальной инструкцией, путеводителем по миру феноменов. С философской точки зрения можно выразить это различие как восприятие ноуменального в категориях феноменального (западный вариант эссе) или феноменального через категории ноу-менального (восточный вариант).

    4 стр., 1657 слов

    О времени и о себе в жанре эссе

    ... разговорную интонацию и лексику Он издревле формировался в сочинениях, где на первый план выступала личность автора. Родоначальником жанра эссе явился французский писатель Мишель Монтень. В 1580 ... широ­кое распространение. В русскую литературу письмо было введено новым, антиклассицистическим западным искусством. Примеры эпистолярного жанра “Философические письма” П. Я. Чаадае­ва, “Письма из Франции ...

    (Е.В.Бузальская «Эссе.К истории становления жанра»)

    • Дмитровский А.Л. — Жанр эссе.К проблеме теории.-2013

    Данная статья посвящена жанру эссе и – шире – феномену эссеизма в целом. Анализируя мнения исследователей эссеистики, лучшие образцы этого жанра, автор, в рамках собственной концепции понимания эссе, предлагает простое и ясное объяснение его сущности, жанровой специфики, видов и композиционного построения. Дано строго научное определение жанра.

    • Чудинова Ю.В. — Жанр эссе в современном литературоведении.-2010
    • Эссе — это жанр, имеющий непосредственную близость с научной, публицистической и художественной литературой, однако не относящийся целиком ни к одной из них.

    Ввиду его пограничного положения, отнесение произведения к жанру эссе часто представляет проблему; широта выполняемых эссе функций позволяет относить к этому жанру любые произведения с неявно выраженной жанровой принадлежностью. С научной литературой эссе роднит его тематика, которая объединяет все объекты мысли преимущественно гуманитарных наук: философии, литературной теории и критики, эстетики, политологии, социологии и др.), однако эссеистический подход к объекту отличается от научного ведущей ролью личности автора, которая полностью определяет принципы анализа объекта, то есть является важнейшим структурообразующим фактором эссе. Помимо этого, для эссе характерна особая связь со временем, повышенная актуализированность, в которой преимущественно выражено родство эссеизма и публицистики, а также экспрессивность и образность (степень ее автономности, глубины, оригинальности и обобщающей силы обусловливает большую или меньшую художественность эссе. Ведущая роль личности автора и соотнесенность с настоящим определяет способность эссе полемизировать с традиционной трактовкой и предлагать в результате анализа («переустройства») свою «версию» объекта, претендующую на универсальность. Эссеистический подход обязательно предполагает универсальное значение трактовки даже частной темы и характеризуется в функциональном плане доминированием функции убеждения. Эссе путем переубеждения навязывает читателю авторскую версию, иногда вуалируя это намерение созданием иллюзии объективности.

    9 стр., 4397 слов

    Письма о поэзии. (Статьи и ) Андрей Тавров

    ... собственно. Мы можем сколько угодно размышлять о роли лирического героя или о смерти автора, но мы не задумываемся о его жизни — о своей жизни. И мы не решаемся ответить на ... я свое выступление уже на вечере поэзии, что современные поэты, почти никто из них, не задают себе этого вопроса. Хотя цель поэзии всегда заключалась именно в том, ...

    (Т.Ю. Лямзина «Жанр эссе.(К проблеме формирования теории)»)

    ___________________________________________

    • Бродский И. — Набережная неисцелимых.Тринадцать эссе.-1992

    В книгу включены 13 эссе И. А. Бродского, лауреата Нобелевской премии, поэта-лауреата США. Эссе разнообразны по характеру — от чисто литературоведческих до автобиографических, полудневниковых.

    • Варгас Льоса Марио — Письма молодому романисту.-2005

    Книга «Письма молодому романисту» — это история о призвании писателя, о нелегком труде, описывая который, Марио Варгас Льоса открывает читателю тонкости своей профессии.

    Книги популярного перуанского романиста Марио Варгаса Льоса нашли много поклонников во всем мире, и, в частности, в России. «Город и псы», «Зеленый дом», «Тетушка Хулиа и писака», «Война конца света», «Нечестивец, или праздник Козла» — эти романы вызвали настоящий «бум» латиноамериканской прозы, выдвинув кандидатуру их автора в качестве серьезного претендента на Нобелевскую премию

    Иностранная литература 2005 №10

    [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/lyamzina-t-yu-janrk-probleme-formirovaniya-teorii/

    Юбилейный выпуск: журналу 50 лет. В номере Сэмюэл Беккет, Генрих Белль, Хорхе Луис Борхес, П.Г.Вудхаус, Джеймс Джойс, Исаак Башевис Зингер, Трумэн Капоте, Дж. М. Кутзее, Марио Варгас Льоса, Луис Менанд, Артур Миллер, Кэндзабуро Оэ, Карлос Фуэнтес, Умберто Эко, Мартин Эмис, Горан Петрович, Райнер Мария Рильке, Анатолий Гелескул, Григорий Кружков, Евгений Солонович, Асар Эппель.

    • Милош Ч. — Свидетельство поэзии.Шесть лекций о недугах нашего века.-2013

    В сборник вошли шесть лекций, прочитанных польским поэтом, переводчиком, эссеистом, нобелевским лауреатом Чеславом Милошем (1911-2004) в Гарвардском университете в начале 80-х годов: «Начиная от моей Европы», «Поэты и род людской», «Урок биологии», «Спор с классицизмом», «Руины и поэзия», «О надежде». Цикл лекций посвящен поэзии как «страстной погоне за Действительностью», классицизму, реализму, положению поэта и поэзии в XX веке и другим актуальным проблемам словесности. Книга снабжена обширными комментариями польского издателя, примечаниями, именным указателем. Издание адресовано литературоведам, а также всем ценителям поэзии и творчества Ч. Милоша.

    • Гессе Г. — Собрание сочинений в 8 т.Из размышлений.Письма.-1995
    • Елинек Э.

    — Смысл безразличен.Тело бесцельно.Эссе и речи о литературе, искусстве, театре, моде и о себе.-2010

    Эссеистика Эльфриды Елинек, лауреата Нобелевской премии по литературе за 2004 г., охватывает разнообразные сферы культуры: литературу (Кафка, Лессинг, Брох, Йонке), театр (Брехт, Беккет, Ионеско, актерское искусство), музыку (Шуберт, Иоганн Штраус), кино, моду, громкие события светской жизни (принцесса Диана), автобиографические темы. Эта книга никогда не выходила на немецком или на других языках и, с разрешения автора, впервые публикуется по русски.

    • Манн Т. — Художник и общество.Статьи.Письма.-1986

    Книга «Художник и общество» содержит избранные литературно-критические статьи и письма выдающегося немецкого писателя и публициста Томаса Манна (1875-1955).В ней читатель найдет интересные размышления автора о своем творчестве, о творчестве немецких и зарубежных писателей, в том числе русских классиков, об ответственности мастеров культуры перед своим временем.Многие статьи впервые переведены на русский язык.Книга рассчитана на широкий круг читателей. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1986 года (издательство «Москва, «Радуга»»).

    2 стр., 978 слов

    Вера Бутко. Заметки на полях. о поэте и поэзии

    ... рифмы, мира, Души. Сообразно погружению в глубины океана. Ибо что есть поэт и поэзия, как ни эта стихия - океан? ... под пыткой тайну не открою… © Copyright: Вера Сергеевна Бутко, 2019 Свидетельство о публикации №119112901500 Я об эту, на первый взгляд, совсем бесхитростную балладу просто ... вдруг поняла, что это же и обо мне тоже. И о моих чувствах, и о любви, которую я знаю, и которая вокруг меня и ...

    • Пас О. — Освящение мига.-2000

    Книга Октавио Паса (1914-1998) `Освящение мига` знакомит русского читателя с богатым и многогранным творческим наследием одного из самых значительных и самобытных писателей XX столетия. В сборник включены избранные стихи, рассказы, эссе из разных книг великого мексиканца, его Нобелевская лекция. Творчество Паса, пронизанное острым чувством сопричастности истории, убежденностью во вневременной ценности слова, верой в способность поэзии изменить мир, посвящено и злободневным, и вечным темам искусства. Большинство произведений на русском языке публикуется впервые.

    • Пессоа Ф. — Книга непокоя.-2016

    Впервые опубликованная спустя пятьдесят лет после смерти Фернандо Пессоа, великого португальского поэта начала XX столетия, «Книга непокоя» является уникальным сборником афористичных высказываний, составляющих автобиографию Бернарду Суареша, помощника бухгалтера в городе Лиссабоне, одной из альтернативных личностей поэта. Эта «автобиография без фактов» — проза поэта или поэзия в прозе, глубоко лиричные размышления философа, вербальная живопись художника, видящего через прозрачную для него поверхность саму суть вещей.

    «Книга непокоя» призвана, загипнотизировав читателя, ввести его в самое сердце того самого «непокоя», той самой жажды-тоски, которыми переполнены все произведения Пессоа.