Свойства портрета. . Теория живописи

Т е о р и я ж и в о п и с и. Э с с е.

По моим, сугубо личным, представлениям искусство портрета имеет три основные составляющие, которые являют собой как бы три уровня мастерства художника-портретиста.

Перечислим их для начала коротко – это внешнее сходство с оригиналом, узнаваемость; передача внутреннего мира, характера портретируемого и сопутствующей информации о нём; а также передача личных качеств и почерка художника-автора с его манерой письма и его видением мира. А теперь о них подробнее.

В н е ш н е е с х о д с т в о

Основной задачей портрета как жанра живописи является изобразительное описание внешности портретируемого человека или группы людей. Здесь главным качеством портрета, конечно же, нужно считать его сходство с оригиналом, узнаваемость со стороны зрителя.

Художнику нужно помнить, что сходство обеспечивается благодаря точному соответствию многих крупных и мелких деталей, элементов внешности. Здесь важны и очевидные детали – форма носа и губ, размер и расположенность глаз, причёска, и менее заметные для поверхностного рассмотрения – форма ушной раковины, её завитки и так далее.

Очевидно, что в современном искусстве портрет соперничает с обычной фотографией. И это факт. Простой фотоснимок способен передать гораздо точнее, чем живописный портрет, многие мелкие и крупные детали внешности. При этом искажение будет минимальным. И фотография ведь производится технически гораздо проще и быстрее. Должны ли эти два вида изображения конкурировать между собой? Я думаю, что нет.

Ибо живопись и фотография обладают своими собственными наборами выразительных средств, которые позволяют им быть двумя родственными, но разными и совершенно самостоятельными видами искусства. При этом фотография может быть вспомогательным техническим средством для живописи.

А живопись имеет возможность путём взвешенных искажений делать акценты в портрете, целесообразные по замыслу. В любом соотношении, фотоаппарат и кисть в руках одного художника подобны самим этим рукам – правой и левой. Они ведь не мешают друг другу, а помогают.

18 стр., 8510 слов

Эссе портрет в искусстве россии

... для России демократического искусства. Главным объектом данного исследования является станковый портрет. Работа построена как ряд монографических очерков, которые в целом должны дать представление о портрете того периода. В схожей форме эссе ...

Следует помнить о важных свойствах человеческого зрения при рассматривании портрета (фото или живописного, в данном случае неважно).

А именно – смотрим мы глазами, а видим мозгом. Узнавание знакомого лица на портрете или фотографии происходит в течение всего нескольких секунд, а то и в течение одной секунды.

Для простого узнавания длительного рассматривания не требуется. И вы узнаёте своего знакомого на портрете за секунду, даже при невысоком качестве фотографии и практически с любого ракурса съёмки. Этот опыт легко подтвердить экспериментально с фотографиями друзей и родственников. И это не фокус, а способность практически любого человека.

Спросите в этом случае себя или товарища, по каким элементам изображения он узнал своего знакомого на фото. И он, скорее всего, затруднится перечислить все знакомые части. Нос похож… или глаза? Попробуй, опиши это словами, если трудно даже просто сообразить.

При вдумчивом рассматривании портрета с целью выяснить сходство поэлементно этот процесс становится затруднительным и долгим. А если не задумываться, то просто – узнал и всё! А как? Автоматически, подсознательно, в целом, без анализа составляющих элементов на соответствие каждого. При этом моментально. Таково свойство человеческого восприятия портрета.

Но это для зрителя, который видит уже конечный результат работы. А ведь художнику нужно проделать обратную работу – от наблюдения к изображению. Он должен эти элементы внешности именно по отдельности увидеть и осознать для точного обобщённого воспроизведения.

Художник должен «вылепить» форму лица с учётом освещения согласно выбранному ракурсу, всю фигуру в выбранной позе и с правильной антропометрией, изобразить одежду и предметы со знанием их текстуры. Это большая трудность, требующая внимательности, наблюдательности, знания анатомии, практических навыков.

Детали портрета должны быть максимально точными в изображении. Здесь нужно помнить, что даже маленькие неточности и искажения могут сильно влиять на узнаваемость портрета. Попробуйте сдвинуть положение глаз на портрете в любую сторону хотя бы на пару миллиметров, и уже эффект смазывается.

На узнаваемость влияет даже рисунок ушной раковины. Этот элемент, казалось бы, мало заметен. Мы его редко рассматриваем внимательно на человеке и затруднимся описать при отводе взгляда. А нарисуйте не так – и всё, человек не тот.

Часто при просмотре детективных фильмов приходилось удивляться, как сыщики ловко составляют фоторобот по словесному портрету. Вот уж задачка не из лёгких. Пробовал – трудно. Не получается так лихо, как в кино.

Если мы возьмёмся описывать человеческую внешность словами, используя метод словесного портрета, то эта процедура займёт несколько минут (при хорошей памяти рассказчика).

При этом рассказчик, скорее всего, забудет некоторые элементы, упустит что-то из виду, не придаст значения чему-либо.

А на фото все элементы будут запечатлены, будут в наличии в соответствии с ракурсом съёмки. Бесстрастный объектив не забудет ничего. Не забудет, но останется при этом всё же бесстрастным. Страсть и эмоции – свойство человека-автора, а не технического устройства.

Живописец своей кистью может, в отличие от фотографа, повышать выразительность своей работы путём внесения в портрет собственных авторских акцентов – обобщения или затенения элементов, на которых хочет внимание зрителя понизить; усиленной детализации или высветления элементов, на которых хочет внимание заострить; внесения других осознанных авторских искажений согласно замыслу. Кисть может успешно передавать эмоцию автора.

17 стр., 8224 слов

Женский портрет в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» ...

... создании образов отрицательных персонажей. Толстой считал, что портрет в литературе в редких случаях выступает как единственное средство создания образа и не всегда является главным средством повествования о человеке. Глава 2. Женский портрет в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» (на примере образа ...

Х а р а к т е р п о р т р е т и р у е м о г о

Достаточно ли для хорошего портрета только достижения внешнего сходства? Конечно, нет. Внешнее сходство даёт только узнавание человека как такового. Если на портрете нет характера, то он становится скучным и неинтересным. Скучный человек – скучный портрет – нет искусства как высшей формы интеллектуальной деятельности.

А по каким же элементам портрета мы узнаем о характере изображённого человека? По ушам, по носу или по губам? Здесь вопрос намного сложнее. Вот в этом случае уже гораздо более уместно говорить именно об искусстве портретиста-художника. Уверен, что весь характер человека при достаточном умении можно отобразить в глазах.

То есть, конечно, о человеке на портрете могут подробно рассказать и атрибуты обстановки вокруг него – антураж, сопутствующие предметы (что-то в руках, одежда, кресло, стол, элементы фона, мебель в комнате).

О враче профессионально расскажет его белый халат, о художнике – кисти и мольберт, о музыканте – его инструмент, о столяре – рубанок.

Однако, чем больше антуража в портрете, тем меньше искусства. Ибо с сопутствующими предметами проще описать характер и род деятельности портретируемого, а без них сложнее. Ведь искусство часто лежит именно в плоскости сложного, тонкого и трудновоспроизводимого. «Предметный» рассказ о человеке через атрибутику должен быть лаконичен, но ёмок. Чисто моё субъективное мнение.

Многое о человеке говорит его поза, мимика, жест. Экспрессивность или спокойствие, добродушие или агрессивность, рассеянность или сосредоточенность? Это может выражаться через позу, мимику и жест.

Но всё же весь характер «расположен» именно в его глазах! Если в глазах человека на портрете есть его характер – это искусство, цель второго уровня мастерства достигнута. Достаточно ли этого? Перейдём к третьему уровню…

Х у д о ж н и к — а в т о р п и ш е т с о б с т в е н н ы й п о р т р е т в ч у ж о м о б л и к е

А где же сам художник-автор? А всё там же – в глазах портретируемого. Присмотримся внимательнее. Вот же он, Репин – в глазах Модеста Мусоргского, Льва Толстого и Натальи Нордман. Вот же он, Валентин Серов в глазах и позе Девочки с персиками. Сальвадор Дали в своей Гале, многократно. Михаил Врубель в глазах Царевны-лебедя – вот уж глаза так глаза!

Большой мастер-художник не спрячется за локонами, бантиками портретируемого… Не может, да и не хочет. Это именно он смотрит на нас с портрета, хотя изначально мы видим там другого человека. Художник-автор всегда пишет свой собственный портрет в другом облике.

Его видение мира, личность и характер воплощаются в изображении, в укладке мазка и его форме, колорите и композиции, выборе элементов антуража. Весь портрет «говорит» художественным языком своего автора. Автор «беседует» со своим портретируемым и со зрителем.

И вот, если с портрета Павла Третьякова на вас смотрит сам Илья Ефимович Репин, и вы это чётко ощущаете – третий уровень мастерства достигнут. Репин его достиг. Приветствуем и восхищаемся! А как у Вас, коллеги?

5 стр., 2234 слов

Почему я люблю детектив. Характер человека и его кинематографические ...

... сказать о характере человека. Например, те, кто любит ужастики и ... и тем, и другим детективов на работе хватает), но любят и ... «низкопробным» жанром. Да, читая детективы, вы, скорее всего, не ... людях, которые его выбирают. Попробуем составить коллективный портрет любителей детективных произведений. Интеллект и логика Детективы предпочитают люди, ... увидеть собственными глазами. Эти люди отличаются развитой ...