III. Художественно-публицистические жанры

— жанр, который сочетает «подчеркнуто

индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную

речь»74. Слово «эссе» в переводе с французского («essai») означает: «опыт», «сочинение», «попытка», «испытание», «набросок». Основателем этого жанра считается французский мыслитель Мишель Монтень.

По мнению авторов «Риторических основ журналистики»,

художественно-публицистическое эссе действительно может быть интересно читателю в той мере, в какой автор сумеет передать «свое личное удивление, восхищение, раздумья, вызванные явлением природы или предметом искусства, человеческим поступком или образным суждением мудрого человека. Сила публицистического заряда эссе — в выразительности, необычности,

неожиданности авторского суждения»75.

. Зарисовка —

либо или ком-либо поверхностно, как бы с первого взгляда. Зарисовка существует для создания определенного настроения у читателей. Журналист как бы делится своим ощущением, впечатлением от чего-либо или кого-либо.

3. Очерк.

историю, его активность то нарастает, то снижается, но интерес к

Тертычный, А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. — М.: Аспект Пресс, 2002. —

319 с.

Там же.

Смелкова, З.С., Ассуирова, Л.В., Саввова, М.Р., Сальникова, О.А. Риторические основы

журналистики: Работа над жанрами газеты / З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова, М.Р. Саввова, О.А.

Сальникова. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 318 с.

нему не ослабевает. Существует мнение, что к появлению этого

жанра имеет М. Горький, который в одном из писем коллеге указывал, что исходным в определении текста, имеющего известную литературную форму, как «очерка» является глагол «очерчивать».

Как отмечает А.А. Тертычный, очерк считается «королём»

художественно-публицистических жанров, но с точки зрения подготовки его — он один из наиболее трудоёмких. И это действительно так, «поскольку написать хороший очерк журналист сможет только в том случае, если он уверенно владеет разными методами отображения действительности, существующими в его ремесле. При подготовке очерка мало, например, суметь найти подходящий пример выступления, успешно собрать материал, проанализировать его. Надо еще и соответствующим образом переосмыслить информацию и воплотить её в такую форму,

4 стр., 1569 слов

Очерк и как жанр в структуре современной периодической печати

... того как жанры, смежные с эссе, начнут получаться, следует пробовать себя в жанре эссе. Очерк Очерк – самый сложный по своим признакам и свойствам жанр публицистики. Природа ... и ее фиксация), очерк нравов (исследование моральных установок, царящих в определенном обществе или социальной группе). По социально-тематическому признаку: деревенский, производственный, военный и т. д. Образ автора Существует ...

которая будет признана действительно очерковой»76. Можно

выделить три вида очерка: проблемный, портретный, путевой.

Одна из главных черт очеркового текста — чёткое выражение

отношения автора к описываемым явлениям. Как пишет И.П. Лысакова, «в очерке всегда оказываются два главных героя:

изображаемая д77йствительность, герой и автор, размышляющий о е

происходящем» .

. Фельетон.

фельетон, как и очерк, обращается к наглядному изображению людей, их действий, а также событий, в которых они участвуют. Но, в отличие от очерка, в фельетоне изображаются те явления действительности, нравственная сторона которых противоречит нормам нашей этики.

Название этого жанра происходит от французского слова

«feuille», которое переводится как «лист, листок». Листком называли приложение к газете, которое чаще всего размещалось в нижней части полосы, отделялось жирной линией. Здесь печатали рецензии, обзоры литературы, фельетоны.

Тертычный, А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. — М.: Аспект Пресс, 2002. —

319 с.

Лысакова, И.П. Тип газеты и стиль публикации: Опыт социолингвистического исследования /

И.П. Лысакова. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 181 с.

Как отмечает Л.Е. Кройчик, история фельетона — это история

борьбы общества за осуществление своих идеалов. Он подчеркивает, что фельетон — «соединение трёх начал: публицистического, художественного и сатирического. Эти три начала, однако, не только не разрывают на части «костное» тело фельетона, но, напротив, столь органично и естественно переплетены воедино, что образуют принципиально не похожий на другие газетные жанры текст». Автор отмечает, что отношение фельетониста к факту носит специфический характер. Эта специфика связана с публицистической функцией фельетона. «Фельетон — социально-оперативный жанр. Даже если он не имеет конкретного адреса, он привлекает наше внимание к определённым проблемам, требующим немедленного решения. Оперативность,

актуальность, злобо78 невность — важнейшие публицистические д

качества фельетона» .

Важнейшие требования, предъявляемые к публицисту-

сатирику: умение, во-первых, найти актуальную тему для выступления и, во-вторых, четко определить свою позицию при анализе данной ситуации.

В советской журналистике фельетон занимал исключительно

важное место, но с началом реформ в нашей стране почти исчез со страниц газет и журналов.

5. Памфлет

между ними есть существенное различие. В переводе с греческого («pamm fhlego») слово «памфлет» означает «всё воспламеняю» и «всё испепеляю». Как пишет А.А. Тертычный, «в журналистике под памфлетом понимают сатирическое произведение, нацеленное на осмеяние определенных человеческих пороков и уничижение того героя (героев), который представляется автору носителем

опасного общественного зла»79. Чаще всего памфлет имеет политическую окраску.

Кройчик, Л.Е.Современный газетный фельетон / Л.Е. Кройчик. — Воронеж: Изд-во Воронеж.

ун-та, 1975. — 230 с.

Тертычный, А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. — М.: Аспект Пресс, 2002. —

319 с.

§ 5. Применение текстов журналистского творчества в

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
|