Без творчества нет учителя

Педагогический труд не творческим не бывает и быть не может,

ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя,

и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда

нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего

с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит

уже за гранью того, что называется словом « педагогический».

(М.М. Поташник)

Ещё будучи студенткой педагогического института, я представляла, как войду в класс, посмотрю в пытливые детские глазёнки и произнесу первые учительские слова, самые важные в мире. Я поведу своих учеников в волшебный мир знаний, мир творчества и добра. А что такое творческий педагог, способный увлечь за собой своих воспитанников? Как измерить количество педагогического творчества и как соотнести это с качеством обучения?

Безусловно, педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для дос­тижения поставленных целей. Творческий характер педагогиче­ской деятельности поэтому является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, ис­кусство) творчество педагога не имеет своей целью создание со­циально ценного нового, оригинального, поскольку его продук­том всегда остается развитие личности. Конечно, творчески ра­ботающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для по­лучения наилучшего в данных условиях результата.

Очень важно учитывать мотивы

Творческий потенциал личности педагога формируется на ос­нове накопленного им социального опыта, психолого-педагоги­ческих и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессио­нальных функций. Только эру­дированный и имеющий спе­циальную подготовку учитель на основе глубокого анализа воз­никающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к по­вышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей.

8 стр., 3702 слов

Творчества дошкольников «Развитие в изобразительной деятельности». ...

... педагогом индивидуального опыта детей. К сожалению, индивидуальные способности ребенка выявить не всегда легко. Это возможно в процессе наблюдения за самостоятельной изобразительной деятельностью дошкольника, после чего я выстраиваю индивидуальную работу ...

Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, орга­низацию, реализацию и анализ результатов.

В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняю­щихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, учитель так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализом педагогической ситуации; проектированием результата в соответствии с исходными данными; анализом имеющихся средств, необходи­мых для проверки предположения и достижения искомого резуль­тата; оценкой полученных данных; формулировкой новых задач.

Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее решение специально по­добранных задач, направлен­ных на развитие каких-либо структурных компонентов твор­ческого мышления (целеполагание, анализ, требующий преодо­ления барьеров, установок, стереотипов, перебор вариантов, класси­фикация и оценка и т.п.), является главным фактором и важнейшим условием развития творческого потенциала личности учителя.

Опыт творческой деятельности не вносит принципиально но­вых знаний и умений в содержание профессиональной подготов­ки учителя. Но это не означа­ет, что научить творчеству нель­зя. Можно, при обеспечении постоянной интеллектуальной активности будущих учителей и специфической творческой познавательной мотивации, кото­рая выступает регулирующим фактором процессов решения пе­дагогических задач.

Это могут быть задачи на перенос знаний и умений в новую ситуацию, на выявление новых проблем в знакомых (типичных) ситуациях, на выделение но­вых функций, методов и приемов, на комбинирование но­вых способов деятельности из известных и др. Этому же спо­собствуют и упражнения в анализе педагогических фактов и явлений, выделении их состав­ляющих, выявлении рациональных основ тех или иных решений и рекомендаций.

Часто сферу проявления творчества учителя непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в мень­шей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности. B.A-Кан-Калик, выделяя наряду с логико-педаго­гическим аспектом творческой деятельности учителя и субъектив­но-эмоциональный, детально конкретизирует коммуникативные умения, особенно проявляющиеся при решении ситуативных за­дач. К числу таких умений в первую очередь следует отнести уме­ния управлять своим психическим и эмоциональным состояни­ем, действовать в публичной обстановке (оценить ситуацию об­щения, привлечь внимание аудитории или отдельных учеников, используя разнообразные приемы, и т.п.) и др. Творческую лич­ность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность.

8 стр., 3752 слов

Организация деятельности по повышению педагогической культуры ...

... «Организация деятельности по повышению педагогической культуры родителей дошкольников» актуальной и своевременной. Объект: повышение педагогической культуры родителей; Предмет: анализ методов организации повышения педагогической культуры родителей дошкольников; Цель исследования: выделить особенности организации повышения педагогической культуры родителей дошкольников Задачи исследования: 1. ...

Е.С.Громов и В.А.Моляко называют семь признаков креатив­ности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Педагогу-твор­цу присущи также такие качества, как инициативность, самостоя­тельность, способность к преодолению инерции мышления, чув­ство подлинно нового и стремление к его познанию, высокая по­требность в достижении, целеустремленность, широта ассоциа­ций, наблюдательность, развитая профессиональная память.

Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учи­тель так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные пре­образования и сам в этом деле является наглядным примером.

«Творчество

Меру открытия в образовательных системах установить однозначно затруднительно из-за относительности новизны. Относительности по отношению и ко времени («новое – хорошо забытое старое»), и к ресурсам (сегодня происходит не только анализ различий, но и поиск сходства разных носителей информации на основе идеи информационного поля как виртуального гипертекста), а также и по отношению к реализаторам этой новизны – учителям. Педагогический поиск, педагогическое творчество – эти понятия образуют смысловое поле, в пространстве которого каждым преподавателем формируется та мера профессиональной свободы, которая превращает профессию из ремесла в искусство. А там, где правит искусство, меры относительны…

Возникает вопрос: насколько творческой должна быть работа учителя, чтобы инициировать и поддержать развитие творческих способностей ученика.

Общее определение педагогического творчества как «активного процесса, направленного на поиск более совершенных форм учебно-воспитательной работы, успешное решение педагогических проблем, улучшение качества обучения и воспитания учащихся», не обеспечивает однозначно определение системы мер, критериев «творческого почерка» педагога в его профессиональной деятельности. А тем, что мы не умеем измерять, мы и управлять не можем.

Настоящее творчество по сути своей не что иное, как результат успешного управления профессионалом средой в нестандартной ситуации. А что может быть более нестандартным, чем школьные ситуации, ежедневно, ежечасно, ежеминутно рождающие проблемы, решить которые под силу только учителю-управленцу?

В школе учитель имеет возможность проявить свои творческие способности и педагогическое мастерство как в учебной, так и в воспитательной деятельности.

Работа «от творчества учителя – к творчеству ученика» достигает своей цели в том случае, если ребенок видит результаты своего труда и чувствует позитивное отношение к себе. В школе устраиваются выставки творческих работ, ребята оформляют свои материалы в папки. Результаты своей работы – рисунки, доклады, стихи, грамоты и благодарности – учащиеся накапливают в портфолио.

26 стр., 12841 слов

Систематизированный комплекс творческих заданий на х музыки в начальной школе

... понятие творческая деятельность, сущность и формы творческих заданий., Выявить типичные творческие задания на уроках музыки в начальной школе и пути их систематизации. Разработать систематизированный комплекс творческих заданий для работы с ...

Кроме того, одним из факторов, влияющих на результативность деятельности учителя, является возможность проявить себя в коллективе, поделиться опытом с коллегами Данный подход к образовательному процессу в школе стал для всех нас нормой, а это значит, что наши выпускники после окончания школы будут строить свою жизнь тоже творчески, «потому что человек, который делает открытие, и вовсе неважно какое – большое или маленькое, звезду открыл или песню, травинку или соседа, пожаловавшего за табаком и солью, это все не важно, – открытие всегда приходит единственным путем: человек прислушивается к себе и слышит тихий взрыв.

Тихий взрыв может услышать каждый, но слышит в одиночку и, значит, один из всех. Потому что нет двух одинаковых, а есть равные. И, значит, каждому свое, и что свое, то для всех, а что только для всех, то не нужно никому, потому что дешевка, сердечный холод, второй сорт». ( М.Л. Анчаров. «Самшитовый лес»)