Корпоративная культура библиотеки – специфика и тенденции развития

Актуальность темы данного исследования обусловлена повышенным интересом к корпоративной культуре, как к одному из рычагов, влияющих на эффективность функционирования библиотечной деятельности.

Проявленный интерес обусловлен несколькими обстоятельствами:

  • во-первых, современные рыночные отношения диктуют библиотекам необходимость разработки и внедрения системы ценностей, называемой корпоративной культурой;
  • во-вторых, грамотная разработка и реализация корпоративной культуры способствует повышению эффективности работы библиотек;
  • в-третьих, корпоративная культура позволяет предать организации собственный, неповторимый облик в глазах пользователей и партнеров, что является достаточно важным фактором конкурентоспособности библиотек в рыночных условиях.

Следует заметить, что интерес к проблеме корпоративной культуры проявлялся в практике менеджмента на Западе и ранее, как основа жизненного потенциала организации. Он включал в себя: то, ради чего люди стали членами одной компании; как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо. Всё это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех ее функционирования и выживания в долгосрочной перспективе.

В нашей стране, взгляды на формирование корпоративной культуры и в частности корпоративной культуры библиотек, пока ещё находятся на стадии развития. Недостаточность методической и теоретической проработки данного вопроса отечественными специалистами затрудняет практическое осуществление управления развитием корпоративной культуры и решения основных проблем по её изменению и совершенствованию.

Этим и объясняется актуальность темы данного исследования.

Гипотезы:

1. Корпоративная культура, обладает эффективным инструментом, влияющим на внешнюю среду, что обеспечивает интеграцию библиотеки в социуме.

2. Корпоративная культура стимулирует инициативу библиотечных специалистов, обеспечивает лояльность и взаимопонимание между сотрудниками в принятии решений, методах и способах деятельности.

Объектом исследования является корпоративная культура библиотеки.

Предмет исследования — специфика и тенденции развития корпоративной культуры библиотеки.

Целью работы является определение основных факторов, влияющих на формирование корпоративной культуры библиотеки и специфики ее развития.

2 стр., 943 слов

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Публичная библиотека» ...

... детали подобных описаний — одна из важнейших задач пишущих изложение. Чтобы воспроизвести текст, связанный с описанием предмета, необходимо ... книг, картин, коллекциях марок, значков и т. п., библиотеках, музеях, достопримечательностях родного края и если во ... времени представляют события как бы происходящими на глазах читателя; формы будущего времени (как крикнет! как вскочит! как побежит!) передают ...

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

  • раскрыть понятие корпоративной культуры;
  • изучить элементы, модели и типы корпоративной культуры;
  • рассмотреть формирование корпоративной культуры библиотеки;
  • показать влияние традиций и имиджа, как составляющих корпоративной культуры на деятельность библиотеки;
  • проанализировать сложившуюся корпоративную культуру Алтайской краевой детской библиотеки им.

Н.К.Крупской и разработать практические рекомендации по ее совершенствованию.

Методы исследования:

  • анализ опубликованных и неопубликованных документов;
  • опрос (анкетирование и интервьюирование).

Изученность. Проблема исследования потребовала обращения к широкому кругу источников, освещающих различные аспекты корпоративной культуры. В числе изданий, публикующих материалы рассматриваемой темы работы таких зарубежных авторов, как Э. Шейн, Т. Янц, К. Камерон и Р. Куинн. В изданиях российских авторов данный вопрос раскрыт, как правило, в общих чертах. Есть разделы, посвященные данному вопросу в работах Э.А.Смирнова «Основы теории организации», О.С.Виханского «Менеджмент». Недавно вышли работы: В.А.Спивака «Корпоративная культура» и В.В.Томилова «Культура предпринимательства».

Вопросам корпоративной культуры уделяет внимание ряд профессиональных периодических изданий: Искусство и образование; Библиотека; Библиотековедение; Научные и технические библиотеки; Аналитический банковский журнал; Управление персоналом; Менеджмент в России и за рубежом; Российская библиотечная ассоциация; Университетское управление; Теория и практика библиотечного дела на Алтае; Вопросы культурологи: научно-практический и методический журнал; Аккредитация в образовании.

В последнее время всё чаще в профессиональной печати появляются публикации, касающиеся формирования корпоративной культуры в библиотечно — информационной среде, в работах: О.Е.Блынской «Корпоративная культура Кемеровской областной научной библиотеки им. В.Д. Федорова»; Ю.Н.Дрешер «Корпоративное управление и корпоративная культура в библиотечно-информационной сфере»; Г.А.Трушниковой, Т.А.Мозес «Программа формирования корпоративной культуры (из опыта научной библиотеки Алтайского государственного университета)»; Е.М.Ястребовой «Пособие по корпоративной культуре библиотеки».

Теоретические взгляды на природу, сущность и развитие корпоративной культуры нашли своё отражение в работах Ю.В.Кузнецова «Основы менеджмента», Я.Радченко «Организационная культура руководителя».

Модели корпоративной культуры рассматривают как зарубежные специалисты, так и российские, например их сравнение на практике, раскрывает в своей статье А. Б. Матвеев «О понятии корпоративной культуры и условиях ее развития в России».

Для полного раскрытия темы исследования также были использованы работы: И.Ансофф «Новая корпоративная стратегия», А.В.Бандурина «Деятельность корпораций», И.А. Храбровой «Корпоративное управление: вопросы интеграции», С.Ивановой «Корпоративная культура. Традиции и современность», Е.Голубевой «Корпоративная культура: экология внутри компании», И.Н.Герчиковой «Менеджмент», А.Кубанейшвили «Преобразование компании — начните с корпоративной культуры»; Н.Н. Тренева «Стратегическое управление» и др.

32 стр., 15720 слов

Организационная культура библиотек

... понятий организационной культуры, 2) провести социологическое исследование на базе библиотеки-базы исследования; 3) выявить существующие проблемы в формировании организационной культуры библиотеки, 4) разработать рекомендации по улучшению организационной культуры библиотеки. Объект исследования: организационная культура. Предмет исследования: особенности формирования организационной культуры в ...

Новизна настоящего исследования заключается в том, что в нём впервые проанализированы основные элементы сложившейся корпоративной культуры Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской.

Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в практической работе библиотек по совершенствованию корпоративной культуры.

Структура работы определяется логикой проведенного исследования и обусловлена целью и задачами, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность, определены объект, предмет исследования, анализируется проблема, охарактеризована изученность темы, выдвигаются гипотезы, определяются цели, задачи и методы работы.

В первой главе «Сущность корпоративной культуры» рассматриваются основные понятия термина «корпоративная культура», раскрываются факторы, влияющие на её формирование, описываются современные модели и типы корпоративной культуры организации.

Во второй главе «Корпоративная культура библиотеки» описывается, как происходит формирование корпоративной культуры библиотеки и рассматривается влияние традиций и имиджа, как составляющих корпоративной культуры на деятельность библиотеки.

В третьей главе «Корпоративная культура Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К.Крупской» рассматривается корпоративная культура библиотеки, даётся описание базы исследования, проводится анализ результатов исследования, рассматриваются пути совершенствования корпоративной культуры в библиотеке.

В заключении излагаются выводы по теме исследования.

Глава 1.Сущность корпоративной культуры.

1.1 Понятие корпоративной культуры и факторы, влияющие на её формирование.

Изучение основных подходов к определению понятия корпоративной культуры показывает, что в научных изысканиях не существует единого общепринятого определения корпоративной культуры. Встречаются разные точки зрения, но многие авторы сходятся во мнении, воспринимая корпоративную культуру, как систему общего мнения и ценностей, разделяемых всеми членами организации, как характерную черту, отличающую одну организацию от другой.

Так, В.В. Томилов дает этому понятию следующую трактовку: «Корпоративная культура — это совокупность мышления, определяющая внутреннюю жизнь организации; это образ мышления, действия и существования. Культура корпорации может рассматриваться как выражение основных ценностей в организационной структуре; системе управления; кадровой политике, оказывая на них свое влияние» [55, с.28].

В то же время Т.Ю. Базаров трактует данное понятие, как «сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его поведение в критических ситуациях».[2, с. 45]

20 стр., 9871 слов

Дом культуры как субъект организации культурно-досуговой деятельности

... по теме исследования. .Рассмотреть субъекты культурно-досуговой деятельности и формы государственного регулирования. .Изучить особенности организации культурно-досуговой деятельности населения в домах культуры. .Проанализировать социально ... моей курсовой работы являются "Закон о культуре в Республике Беларусь" и методическое издание Бухель С.Л. "Нормативно-правовые документы в деятельности клубных ...