Педагогический артистизм

Педагогический арстистизм как проявление богатой палитры отношенческих реакций на явления окружающего мира, способность яркой эмоционально-образной перекодировки информации в нужном для урока направлении является качеством, имеющим сегодня реальное право быть включенным в профессиограмму соверменного педагога. [ 2; с.5 ]

проблема

Искусство способствует созданию благоприятной среды, позитивной атмосферы на уроке, помогает реализовать задумку. Исследования артистизма в педагогическом аспекте представляют собой целый узел нерешенных вопросов: определение его сущности и основных признаков; осмысление его значения в педагогической деятельности и границ влияния на образовательный процесс; сознания условий и средств стимулирования и развития; диагностика артистизма педагога и т.д.

Своеобразие психологии учителя, повышение нервно-эмоционального напряжения его работы требует определенных личностных технологий поведения. Особенно это касается молодых учителей. Им необходимо осваивать приемы работы над собой, овладевать саморегуляцией и релаксацией, развивать способность оптимально регулировать свои психические состояния как в экстремальных, так и в спокойно текущих обстоятельствах; постигать мастерство построения «сценария» урока, создавать необходимую атмосферу на уроке, поддерживать творческое самочувствие ребят, настраиваться на «тембр» каждой личности [3; с.209].

противоречие

Эта проблема и противоречие вызвали у нас большой интерес, что и привело к выбору темы нашего исследования «Искусство в творчестве мастера».

Объектом

Цель

задачи

1. Раскрыть общие и различные стороны профессии артиста и педагога.

2. Определить роль артистизма учителя в учебном процессе.

3. Проанализировать театрализацию как систему личностного развития учителей и студентов.

4. Изучить возможности практического применения педагогического искусства.

5. Выявить условия, способствующие развитию артистизма учителя.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, анализ опыта работы современной школы.

Глава I. Роль педагогического артистизма в педагогической деятельности

1.1. Общие и различные стороны профессий артиста и педагога

артист своего дела

Профессор В.В.Иванихин в своей статье «Школе нужен учитель-артист» сравнивая значения этих понятий, приходит к убеждению, что актер выполняет чей-то произвол (режиссера, драматурга), а артист – это художник, «творческая личность, достигшая высокого мастерства» в своем деле, он не зависит ни от какого диктата, его труд – удовольствие, он постоянно стремится обогащать себя наблюдениями над жизнью и впечатлениями. Поэтому, по его мнению, для учителя слово «актер» не подходит. Автор пишет: «Мы знаем, как много актеров и как мало среди них артистов, владеющих артистизмом, то есть «особым умением держать себя, отличаться изяществом манер, грациозностью движений, иметь высокое и тонкое мастерство исполнения чего – либо, виртуозность». Можно отчасти согласиться с мнением профессора. Но многие ученые, педагоги, психологи сравнивают профессию педагога и актера, ведь искусство профессионально необходимо актеру. Например, учитель английского языка Ж.Ваганова рассматривает сходство деятельности учителя и актера по таким параметрам: особенности практической деятельности, качества познавательных интересов (внимание, восприятие, воображение; особенности опыта, развитых умений (мастера своего дела); качество двигательных процессов и проявлений (движения, поведение, внешность).

2 стр., 840 слов

«Профессия учитель-это искусство или технологии?»

... учителе, понятие «артист» распространил на всех педагогов, независимо от того, какой предмет они преподают. В широком смысле слова артистизм ... я поняла: «В профессии учителя не может быть искусства без технологии, точно так ... педагогической деятельности, вера в силу любви ученика к своему учителю, ибо ... целое искусство. И опять я задаю себе вопрос: ««Работа учителя – это искусство или технология?»Можно ...

Обе эти профессии характеризуются общением, общими процедурными особенностями: педагог и актер действуют публично и в тандеме с партнерами. Объект их воздействия является одновременно и субъектом, сотворцом. Деятельность обоих регламентирована во времени, к обоим предъявляются особые требования – стабильность творческой формы; оперативность в управлении своим самочувствием; динамичность эмоционально-волевых процессов; развитое воображение; выразительная внешность. Этап общения, взаимодействия, являющийся основой двигателя педагогического и театрального творчества, сближает педагога и актера. [ 3; с.209 ]

Также в своей статье «Актер ли педагог?» профессор С.Е.Каменецкий анализирует, что общего у педагога с актером, играющим свою роль перед публикой, создает образ, задуманный автором пьесы, рассказа, пьесы. Общее есть, как утверждает автор. Он заключается в том, что и педагог, и актер обращаются к аудитории, они находятся в центре внимания аудитории или учеников. На них смотрят сотни или десятки внимательных глаз, их слушает аудитория, которая видит все их движения, мимику, жесты, воспринимает речь определенного объема, ее тембр, обращает внимание на паузы в речи.

Конечно, огромную роль играет мотивация учащихся и зрителей. Она различна. Некоторые мотивированы приобретать новые знания, понимать их, проникать в их суть. Других в основном интересует действие, сюжет игры, характеры и характеристики ее героев. Но и педагог, и актер находятся под взором публики, в одном случае только зрителей, а в другом — студентов, но в той или иной степени также зрителей и слушателей. Но в то же время, С.Е.Каменецкий, анализируя действия учителя и актера, разводится, показывает действительно важные различия для ответа на вопрос «актер — педагог?».

«Бывают случаи, когда некоторые преподаватели пытаются “играть” перед аудиторией, вести себя не в свойственной им манере, как бы красоваться тем или иным, приобретенным извне. Но интересно, что ученики, зная своих учителей и учителей, воспринимают это без энтузиазма, даже считают немного фальшивым». Поэтому С.Е.Каменецкий утверждает, что педагог должен быть самим собой. Его сила в знаниях и в педагогических, а не чисто артистических умениях. Все это дает повод однозначно ответить на вопрос: «Актер — педагог?”. Нет, не актер, а педагог, специалист, хотя и работает с аудиторией. Но в то же время автор считает необходимым отметить, что некоторые художественные качества не вредны для учителя, а скорее полезны. Часть из них дает им природа (приятная внешность, спокойная и ровная походка, красивые жесты, выразительная мимика, приятный, ласкающий слух тембр голоса.), но многое можно приобрести попутно с приобретением педагогических умений и в процессе подготовки учителей в первую очередь, тех кто готовит педагогов. [11; с. 2 — 4 ]

36 стр., 17792 слов

Музыкально-театрализованная деятельность как средство формирования ...

... психологов, физиологов, музыкантов, педагогов; 2) разработать тематику театрализованных занятий, включающих творческие задания на основе театральной, музыкальной, художественной деятельности по формированию творческих способностей ... Эти положения рассматривают: ·признание уникальности каждого ребенка; ·эмпатическое понимание учителем своего воспитанника в диалоге с ним; ·вера в возможности ...

Но что такое артистизм применительно к учителю, школе, обучению и воспитанию?

Педагогический труд имеет много общих признаков с театральным творчеством как разновидностью художественной деятельности: представители обеих профессий работают с людьми, имеют общую цель – возбудить мысли и чувства аудитории; та и другая деятельность обучает и воспитывает, требует высокого уровня физической, психической и социальной культуры; тот и другой труд подвижен, изменчив; только в актерской и педагогической профессиях мы встречаемя с уникальным совпадением личности творца и инструмента творчества; наконец, тот и другой труд – яркое искусство самовыражения.

Основные точки соприкосновения педагогической «техники» с «техникой» актерского искусства и режессуры – это:

в о — п е р в ы х, опора на общие принципы деятельности. Как известно, система К.С.Станиславский состоит из следующих компонентов: принципы театральной эстетики, учение об актерской этике и техника игры как мастерство выразительности действий.

В деятельности учителя также органично сочетаются эстетика-этика-техника. Выполнение учителем своего высокого духовного назначения и гражданского долга неразрывно связано с его нравственностью и поведением, с его бережным отношением к своей душе и душам детей и с его постоянной работой над своей техникой, развитием и совершенствованием;

  • в о – в т о р ы х, употребление в педагогической сфере терминов из области театрального искусства. В драматургии урока, сочетающей в себе законы педагогики и сцены, мы понимаем значение понятий «выставка», «постановка», «кульминация», «интрига». Если одного из этих составляющих нет, потенциал поля напряжения на уроке падает, а с ним и интерес к уроку, в итоге – к предмету;
  • в – т р е т ь и х, использование адаптированных к учительской деятельности упражнений из области театральной педагогики для развития способности восприятия и выражения особенностей человеческого поведения и вариативности в общении. [ 2; с. 19 ]

О.С.Булатова выделила основные характеристики, характеристики, объединяющие педагогическую и и.о.-режиссерскую деятельность, а также характеристики, отражающие специфику каждого произведения.

Основные черты, характеризующие педагогическую

и актерско-режиссерскую деятельность

Общие черты

Содержательный признак –, Инструментальный признак, Целевой признак, Процессуальные характеристики

5. признак – анализ материала; определение проблем, противоречий; рождения замысла, разрешающего противоречия; воплощение; анализ результата; корректировка.

Работа над уроком и ролью происходит в трех периодах:

Репетиционный –, Технический, Период воплощения творческого замысла, Концептуальные признаки:

наличие элементов работы, не поддающихся автоматизации, самостоятельного и свободного творчества;

  • осуществление социальной функции – функции воспитания;
  • присутствие интуиции, чутья, вдохновения;
  • специфические профессиональные эмоции;

7. Требования к личности творца.

На известное сходство актерских и педагогических способностей указывал в свое время А.С. Макаренко, а также исследователи В.Н, Гоноболин, Ю.П. Азаров, Н.В. Кузьмина, Ю.Л. Львова, В.А. Канн – Калик и др. На эту же особенность указывал К.С. Станиславский. Основными навыками, необходимыми для творчества актера и продуктивного творца учителя, являются: развитое воображение, внимание, сопереживание, рефлексия, подвижность, заразительность, выразительность, обаяние.

Различия

Актерская деятельность Педагогическая деятельность

1. Наличие зрителя

Присутствует Отсутствует

Предмет представления

Показывается герой. Показывает личность

Происходит перевоплощение в учителя; образ, о котором идет

другую личность речь; отношение к ситуации,

диктуемое ролевой позицией

педагога

3. Границы сферы деятельности

Деятельная жизнь на сцене Деятельность происходит

происходит в ином слое бытия в границах реально

по сравнению с обычной существующего

жизнью

4. Особенности чувственной сферы деятеля

Чувство деятеля не возникает в Чувство деятеля рождается

результате реального реальными обстоятельствами.

раздражителя. Деятельность должна Деятельность более «открыт» в

быть «настроен» на эмоциональную выявлении чувств

волну героя

5. Специфика общения в деятельности

Если есть актер, рядом Ожидается реальный человек с

мыслится публика, реальными чувствами.

ожидающая маски, Общение тяготеет к диалогу

маскировки. Общение тяготеет

к монологу

6. Продолжительность деятельности

В 5 – 6 раз меньше, чем у В 5 – 6 раз больше, чем у

учителя актера

7. Возможность импровизации в деятельности

Допустима в момент Не только допустима, но

Подготовки к спектаклю, необходима. Границы

Концерту и в малой степени во творчества шире

Время самой деятельности

8. Особенность программы деятельности

В один день репертуар, как В один день может быть

правило, представлен одной разное

ролью, одним спектаклем

9. Зависимость от «черного зала» (зрителей, учеников)

Чем меньше присутствует, в Чем больше присутствует в

воображении деятеля, тем воображении деятеля, тем

лучше, правдивее, органичнее лучше результат деятельности,

результат деятельности. Ибо важно организация

Хорошие актеры во время сотрудничества

игры «забывают» о зрителе,

сосредотачиваются на

Общении с партнером по

сцене

10. Наличие помощников в деятельности

Присутствуют), аматург, Отсутствуют, хотя объективно

Режиссер, гример, костюмер, учитель не одиночка, а

Суфлер и др.).

Театральные участник ансамбля педагогов

средства воздействия сложны: школы. Школьно — классный

планшет сцены, цветовое реквизитор достаточно прост:

оформление, декорации, стол, стул, доска, наглядные

голос за сценой, костюмы пособия, ТСО

11. Ответственность за результат деятельности

Коллективная Личная. Последствия ошибок

более драматичны, чем

результаты актерских неудач

Назначенные черты, показывающие различия педагогической и актерской деятельности, безусловно, не перечеркивают отмеченные ранее сближающие их признаки, а лишь позволяют обратить внимание на то, что актерская и педагогическая деятельность не простые разновидности одного и того же, и необходимо осознавать специфичность каждого вида труда, в частности, эстетическую направленность актерской деятельности.

эмпатии и рефлексии.

Характеристики

деятельности

учителя

учителю

Способности, необходимые

для деятельности

Триединство творца, материала и

Инструмента в од –

ной личности

Связь внутренних и внешних проявлений личности; стабильность творческой формы

Способность находить резервы для поддержания творческой формы в рабочем состоянии, обладание знанием собственных потенциальных возможностей и путей их развития

Публичность и заданность творчества (регламентация во времени)

Оперативность в создании творческого самочувствия; противостояние стрессу; «владение» вдохновением

Быстрая реакция, развитая воля; способность к продолжительной и продуктивной деятельности в условиях эмоционального напряжения; способность к рефлексии

Коллективный характер деятельности

Необходимость сделать ученика сотворцом, соучастником урока, равноправным собеседником учителя

Способность к эмпатии,; заразительность, способность к перевоплощению, фасилитаторские способности (облегчение взаимодействия педагога и учащегося); способность к написанию «партитуры произведения», осуществлению трансляции своего замысла, к передаче мотивационно – ценностного отношения к сообщаемому, к изменению темпоритма урока; образное мышление

Оценивание окружающими внутренних и внешних проявлений личности даже за пределами

деятельности

Высокий уровень самосознания, рефлексии; физической, психической и социальной культуры. Осознание ответственности за свои действия и слова. Внутренняя готовность к ситуации постоянного контроля со стороны окружающих

Способность к самосовершенствованию, непрерывному повышению квалификации, необходимым внутренним «перестройкам»; постановке и решению сверхзадачи своих действий

Режиссер театра «Современник», доктор педагогических наук А.Савостьянов, сравнивая деятельность актера и учителя, говорит, что педагог, как и актер, не может жить без эмоциональных затрат. Почему? Ученики индуцируются, как и зрители в театре. Это значит, что если актер мыслит на сцене, то и зритель мыслит. Если мыслит учитель, то мыслит и ученик. Вот говорят: «В зрительном зале создана атмосфера дома Карамзиных»; полное ощущение, что зритель следует по сцене вслед за актерами. Это и есть индукция. Создание такого впечатления и есть самое трудное в деле актера. То же самое в деле учителя, заразить своей увлеченностью учеников. Вахтангов сказал, что «подсознательное очарование подсознания воспринимающего является признаком таланта». То есть именно тот, кто обладает талантом, способен увлечь, заразить своей личностью, действием, мыслями. С этим талантом можно родиться, а можно его развить. Педагогика, если перевести это слово с греческого, — «детовождение». Если учитель не способен увлечь, то он не способен и повести за собой. [ 9; с. 16-17. ]

Артистизм, по мнению профессора В.В.Иванихина, под силу любому учителю. Своим поведением во время урока, способностью нестандартно преподносить материал, он может объединять учеников, увлекать и руководить ими. Кроме того, артистическое поведение учителя положительно влияет на учеников: делает их более эмоциональными, открытыми, отзывчивыми и спокойными. Неудивительно, что восточная пословица гласит: «Дерево многоплодное, ветви его всегда низкие». Учитель рисования — это не только искусный импровизатор, но и своего рода педагог, владеющий драматизмом урока, то есть особым умением расставлять акценты, паузы, диалоги и монологи во время урока. Очень важно, на наш взгляд, чтобы учитель умел «вкусно» говорить. Однако, чтобы восхитительно говорить о жизни, о предмете, нужно очень любить жизнь. он интереснее любой из наших профессий, в нем неизмеримое количество цветов и граней. [ 10; с. 52 -54 ]

Антон Павлович Чехов говорил М. Горькому: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело!» Как видим, писатель, много думавший о школьном учителе, понятие «артист» распространил на всех педагогов независимо от того, какой предмет они преподают. Он хотел, чтобы все науки, будь то математика или биология, история или география, преподавались как искусство. Артист в широком смысле слова – это виртуоз, мастер своего дела. Искусство — это деятельность, поднятая до уровня искусства, это высший уровень мастерства в работе. Без него учеников на уроке не поднимешь на желаемую духовную высоту. У педагога нет театральных принадлежностей, нет средств театрального воздействия: ни сцены, ни сценографии, ни костюма, ни симфонического оркестра. Школьно – классный реквизит прост: стол, стул, доска, наглядные пособия. С точки зрения театра это – реквизитная нищета. И, тем не менее, мы говорим об искусстве учителя, его артистизме. [ 19; с. 19 -21 ]

1.2 Артистизм педагога в учебном процессе

Основная опасность в обучении учителей элементам актерского мастерства и режиссуры заключается в возможном культивировании симулированного и неискреннего поведения учителя. актеров учат играть роль, воспитывают умение выражать себя в образе. Однако учитель должен научиться «читать» и понимать свое собственное поведение и поведение учеников и уметь использовать эту «грамотность» для создания условий, которые раскрывают, раскрепощают, вдохновляют ученика в классе. [ 2; с.21 ]

В работе учителя большое внимание уделяется выбору, определению цели урока или отдельного его этапа. Но при этом часто не делается акцента на синтез намеченных целей с объективными деталями поведения, на их диалектической взаимосвязи, на возможных симпатиях в соотношении целей учителя с интересами учеников.

фактическая подготовка к уроку с меньшей вероятностью будет следовать схеме: постановка цели — постановка цели — выбор методов — выбор задач — и упражнения. При такой обучающей цепочке лучше проверять урок, уже интуитивно сформированный в уме, а не планировать его с нуля.

Замысел урока включает:

1) Представление о том, на что будет направлено главное усилие учителя, в каком задании оно проявится в наибольшей степени, и возможно вызовет необходимый поворот в понимании темы учащимися, на что будут прямо или косвенно работать все задания урока. Это близко к определению цели, но менее формально.

2) Представление о том, какая работа необходима перед главным заданием, чтобы оно выполнялось учащимися с интересом.

3) Какие задания потребуются учителю для развития нового интереса, с которым столкнутся учащиеся.

Признаком успешного урока является деловая хватка студентов, которые узнали что-то новое для себя. Эти положительные эмоции не нужно выражать словами. Учителю вполне достаточно помнить, что после удачного урока у учащегося складывается «образ» нового чувства: «Я раньше не мог (не знал), а теперь могу (знаю)».

Кстати, «сценический подход» отнюдь не означает, что традиционный план — план урока стал излишним — хорошо составленная шпаргалка всегда вселяет уверенность. Осталось этот урок интересно провести. Интерес, с которым готовится урок, обязательно должен проявляться в поведении самого учителя.

Учитель знает, что он «принес» классу интересный урок, он готов помочь ученикам получить новые знания. «Помочь кому-то трудиться зачастую гораздо труднее, чем все сделать самому. это работа помощника, который требуется от учителя, взявшего на себя роль педагогики доверия».

Для появления «рабочего» благополучия необходимо ориентироваться не только на главную задачу урока, его идейно-познавательную и воспитательную концепцию, но и не забывать о сверхзадаче обучения. Задача конкретного урока — лишь звено в сложном и длительном процессе обучения школьников. Суперзадача позволяет вам понять образовательные факты с точки зрения их перспектив, а затем более тонким образом реализовать их разумно. [ 2; с.21 ]

Театральное искусство носит вторичный характер (актер исполняет чужой замысел, стеснен рамками режиссерского и драматического решений).

У учителя больше свободы на уроке, хотя он также связан темой, программой, сроком, целями и задачами урока, определенным уровнем развития учеников. но учитель способен (и даже обязан) в нужный момент изменить ход, темп урока, наполнить его иным содержанием, если того требует ситуация урока, реакция учеников. [ 2; с.23 ]

Интересным явлением в творчестве учителей изобразительного искусства является начальный перерыв. Войдя в класс и оказавшись в поле зрения десятков глаз, учитель не сразу начинает свою речь, а берет небольшую психологическую «паузу. В эти секунды класс привыкает к появлению учителя, к новому образу перед собой, формируется первое впечатление; педагог стремится установить зрительный контакт с классом, который под воздействием взгляда учителя успокаивается, настраивается на рабочий лад. Этот перерыв очень важен для самого учителя — он осваивает свое новое положение и преодолевает тревогу.[ 2; с.27 ]

Исходя из этого, я хотел бы остановиться на очень важной детали направления урока: темпе-ритме.

Темп работы не стимулируется искусственно, только по указанию учителя, а определяется естественными условиями, когда дети увлечены занятиями.

Для учителя темп урока – это проблема культуры труда, дисциплины, качества урока (М.Марланд).

Темп учебной деятельности должен быть высоким, но посильным. Поэтому, чтобы поддерживать высокие темпы воспитательной работы, опытные учителя развивают у детей практические навыки, например, вычислительные навыки. Но молодые люди, опасаясь, что не успеют уложиться в срок, стремятся увеличить темп урока без учета способностей учеников и качества усвоения ими материала.

Одно и то же педагогическое воздействие с другой темпо-ритмической моделью дает разный воспитательный эффект. Недаром А.С.Макаренко определил сущность учебного взаимодействия как немедленный анализ и немедленное действие. Темп учебной деятельности должен быть высоким, но посильным для студентов с учетом их навыков и особенностей усвоения материала.

Ш.А. Амонашвили в книге «Педагогическая симфония» для характеристики темпоритма ведения урока и экспрессии действий учителя приводит целую группу музыкальных терминов: адажио (спокойно, медленно), анданте (умеренно, не спеша), аллегро (быстро, живо), вивачиссимо (очень быстро), аджитато (беспкойно, взволнованно), аппассионато (страстно), кон спирито (с увлечением, с душой), кон брио (с огнем), кон форца (с силой), маэстозо (торжественно, величественно), скерцандо (шутливо) и др.[2;с.27-28 ]

Но в уроке нужен не только темп, но и ритм. Ритм выступает в единстве с темпом («метром»), хотя темп не заменяет ритма – они выражают разное. Пока препятствий нет, но страсть к цели увеличивается или уменьшается, только темп ускоряется или замедляется. По мере того, как возникают или исчезают препятствия, требующие немедленных решений, с тем же энтузиазмом к цели, темп ускоряется или замедляется. Человек, тащащийся за целью, всегда делает прогнозы и поэтому воспринимает как неожиданность все, что с ними не совпадает. Это несоответствие между ожидаемым и настоящим, позволяя себе увлечься целью, может вызвать только эмоциональную реакцию, ту и ту, которая может возникнуть в каждом конкретном случае. Об этом следует помнить молодым учителям, не улавливающим ускорения темпа урока. Стремление любой ценой обеспечить необходимый темп «прохождения программного материала» приводит к пренебрежению учащимися и поверхностному усвоению ими этого же материала. Если учитель, пытаясь спасти урок от «напряжения», прерывает скорость, он сам «убегает», оставив после себя зевок, который ничего не понял.

Ошибки тормозят темп. Но если у класса есть возможность остановиться и разобрать их, создается рабочий ритм урока, который собирает учащихся вокруг задания. Ритм, в отличие от темпа, задается не учителем, а учащимися; он соответствует их способностям, и обеспечивает развитие последних. Учитель не любит отклоняться от программы, опасаясь, что не успеет ее завершить. Но на самом деле программа будет освоена, если ученики на занятиях не столкнутся с ней, а столкнутся с препятствиями на пути к ее освоению. Препятствия у каждого свои, их невозможно запрограммировать. Ситуативно импровизированное преподавателем и учениками преодоление препятствий дает поистине глубокие знания.

Еже одно важное замечание. Известный американский священник и психолог Джон Пауэлл категорически не рекомендует «быть хорошим парнем». Поэтому в классе учителю важно оставаться режиссером с острым чувством аудитории, а не быть посредственным актером под видом «хорошего учителя».

1. Получается, что «рассказ» учителя в классе, как и авторитарное желание «поставить всех на свои места», — это способ увеличить дистанцию ​​между собой и учениками — разница в том, что учитель их не унижает студенты, но поднимается. [ 7; с. 1-4 ]

Режиссура никоим образом не отменяет, а, напротив, предполагает обязательное наличие стиля, таланта и вдохновения мастера. А творчество, конечно, определяется в первую очередь личностью учителя, его мировоззрением, его гражданскими и эстетическими устремлениями.

Как же соблюдать на уроке оптимальный психологический режим? В первую очередь устранить все от, что мешает ученику сосредоточиться, отвлекает, раздражает в обстановке класса, в поведении товарищей или педагога или в собственной работе. Поэтому учителю чрезвычайно важно владеть специальными психологическими знаниями и практическими навыками, чтобы по выражению лиц учащихся все подмечать, и управлять их вниманием, возбуждать, и переключать его.

На уроке ученик не только активно познает предметы и явления окружающего мира – у него, складывается и определенное отношение к ним.

Режиссура урока предвидит и то, что среди качеств учителя учащиеся всегда выделяют «веселый характер». Да, это именно та черта, которая помогает поддерживать рабочую атмосферу в классе, даже если учащиеся утомлены, и их внимание рассеивается. В том случае педагог дает им передышку: проводит физкультминутки, предлагает спеть любимую песню, иногда рассказывает что – нибудь веселое, остроумное…

Учение должно быть веселым. И учитель – режиссер должен уметь весело проводить уроки: смех как бы незаслуженно вытеснен с урока. [ 21; ст. 23 ]

Эмили Олдак говорит, что комедийных характер поможет молодым людям справиться с отяжеленной содержательной, смысловой и эмоциональной информацией и превратить процесс ее освоения в положительный опыт. Комедия в настоящей жизни: путеводитель для детей по выживанию в несовершенном мире. Когда внешние факторы создают напряжения в учебной атмосфере, Олдак предлагает учителям воспользоваться веселой шуткой и помочь учащимся – и самим себе – снизить стресс. «Зачастую учащиеся забывают, что смех может сделать их жизнь проще, — говорит Эмили, — а взрослые забывают, что они тоже когда-то были детьми». Основная цель такой работы заключается, прежде всего, в оптимизации учебного процесса. Хотя импровизация и может выглядеть каким-то хаосом в глазах неподготовленного человека, каждый вид деятельности здесь планируется, и опирается на специфическую комедийную структуру. Разные уроки могли быть включены в эту структуру, их цель создать смешную, новую учебную обстановку.

«Учащимся понравилось, — говорит Э.Олдак, — что им разрешили быть смешными в классе и забыть о своем «плохом поведении». Все уроки можно построить на комедийной импровизации. Мы убедились, что те задачи, с которыми раньше учащиеся едва справлялись, становились для них легкими. Результаты тестов были выше по тем предметам, где появлялась комедийная импровизация. Для меня смех и игры стали основой учебного опыта». [1; с.15 ]

Проявления чувства юмора неисчислимы, и многие из них общеизвестны, и хорошо изучены. Например, деловые отношения включают разнообразные формы общения, и роль юмора здесь очень важна. Даже самые трудные, неуживчивые люди боятся выглядеть смешными. Недаром на Востоке говорят, что насмешка проникает даже сквозь панцирь черепахи. В деловом и повседневном общении юмор помогает сглаживать житейские шероховатости и обходить острые углы. Предположим, человек хочет обратиться к кому–то с просьбой, но не знает, как она будет воспринята. Отрицательный ответ крайне неприятен, и риск нарваться на отказ сковывает. Нередко такая ситуация разрешается с помощью юмора: просьба излагается в шутливой форме, как бы не всерьез. Если партнер по общению не собирается откликнуться, он отвечает тоже шуткой. Получатся, что и просьба высказана, и отказ получен, но никто не оказался в неловком положении.

Нередко серьезное публичное выступление докладчики начинают веселой историей или притчей. Это неизменно помогает завоевать доброжелательное внимание аудитории. У других попытки подражать такому стилю производят впечатление нарочитости, развязности или дурного тона. Потому-то стиль этот идет от внутренней раскрепощенности, требует уверенности в себе, чувство собственного достоинства.

Если юмор служит амортизатором в обычных мирных взаимоотношениях людей, то тем более велика его роль при серьезных недоразумениях и столкновениях различных интересов. [ 20; с. 22]

Перейти от восприятия к усвоению учебного материала – значит не только услышать, но и вникнуть в услышанное, разобраться в материале, удовлетворить свой интерес.

Существует десять ступеней готовности ученика слушать учителя:

1. Все пришли добровольно, отложив интересные и нужные дела (кино, домашние задания), преодолев ряд преград – расстояние, право на вход (лекция для взрослых);

2. Те же условия, кроме преград;

3. Добровольный приход в учебное время, когда можно пропустить урок, но придется догонять самому;

4. Добровольный приход во время большой перемены или после урока;

5. Добровольный приход в период информационного вакуума (на каникулах);

6. Добровольный приход по призыву (моральному долгу);

7. добровольный приход по настойчивому призыву (когда можно не пойти, но неудобно перед учителем);

8. Добровольно – принудительный приход – тоже можно не пойти, но это чревато неприятными последствиями (может быть, изменится отношения учителя, ребята будут отпускать шуточки);

9. Принудительный приход, когда практически нельзя не прийти (наверняка будет нагоняй);

10. Принудительный подход с применением моральной силы и под угрозой строжайшего наказания.

Но информация, которую передает учитель, еще не все – в конечном итоге важно то, что получает учащийся, т. е. информативность урока. Информативность складывается из того, что сказал учитель, и понял учащийся, из того, что учитель подразумевал, и учащийся доосмыслил, и из того, чего учитель не говорил, но учащийся путем самостоятельных умственных действий до этого дошел сам. Таким образом, мы убеждаемся, что обучение – творческий процесс в большей степени для учителя, в меньшей для учащегося, причем пассивное творчество ученика может дополняться активным творчеством.

1.3. Театрализация как система личностного развития учащихся

Сегодня перед педагогами остро стоит проблема выхода из мировоззренческого кризиса, преодоления размытости представлений об идеалах. Активное обсуждение этой темы в педагогической литературе, к сожалению, пока не принесло ощутимых результатов.

Культура обладает огромным потенциалом для нравственного воспитания. В фокусе театра всегда был человек с его социально-психологической, типологической и индивидуальной характеристикой. [ 13; с 87-89 ]

В первую очередь театр играет колоссальную роль не только в формировании профессиональной компетентности учителя. Он незаменим в самом процессе обучения и воспитания. Величайший мудрец древности Сократ посвятил свою жизнь воспитанию в учениках духовной самостоятельности. Он считал себя человеком, способным пробуждать в других людях стремление к истине. С помощью искусно наводящих вопросов он помогал им самим находить эту истину. Театр как искусство коллективное и синтетическое обладает огромным воспитательным потенциалом. Занятия в школьном театре позволяют ребенку реализовать свои, быть может, невостребованные способности, раскрыться по – новому, снять многие комплексы и «зажимы», почувствовать себя увереннее. Сцена обладает уникальной особенностью: здесь ты можешь быть самим собой, можешь высказать свою боль и обиду, мысли и переживания, причем не от своего имени, а от имени героя. Школьный театр становится центром общения и эстетического воспитания. Причем это общение предполагает иные взаимоотношения, чем в школе или дома. Здесь никто никого не принуждает, каждому найдется дело по душе, и результат зависит от работы каждого человека. На учащегося так же, как и на взрослого, ложится огромная ответственность. И спрос будет очень строгий, без поблажек на возраст.

2. Школьный же театр – явление непростое, требующее от руководителя не только желание работать, но и профессиональных умений. Круг замкнулся. Именно этих умений под час и не хватает. Школьным театром занимаются энтузиасты. И, к сожалению, в самой школе и театре частенько относятся как к ненужной затее, не только не помогая ему, но, всячески стараясь от него избавиться. Это относится и к творческим объединениям детей по месту жительства, которые потихоньку вымирают. [ 6; с. 9 ]

Один из самых популярных методов работы не только словесников является — театрализация. Ее используют все учителя, стремящиеся сделать свой урок интересным и разнообразным. Но сама суть театрального искусства так велика, и разнолика, что не умещается в рамках урока. [ 15; с 9 ]

Театрализация включает в себя профессиональный театр и элементы психодраматического метода, это способствует формированию духовной целостности, раскрытию потенциала человека, его гармонизации.

Для театрализации психодрама – это неисчерпаемый источник, позволяющий ей развиваться, и расширять сферу своего применения. Психодрама – это метод психотерапии, в которой главный действующий герой с помощью ведущего и членов группы разыгрывает сцены, изображающие специфические события прошлого, подготовку к предстоящим ситуациям с возможным риском.

К сожалению, эти методики пока не нашли применения ни в школьной практике, ни в системе подготовки специалистов – педагогов и остаются инструментами психологов и психотерапевтов. Преимущества театрализации заключается в том, что элементы психодраматического метода может использовать педагог.

В театрализации педагог, используя психодраматические техники, включает конфликтную личность в действие, воспринимаемое ею как драматическая ситуация. Преодолевая ее во взаимодействии с воспитателем и с другими действующими лицами, личность активно усваивает социально – интеграционные модели поведения, тем самым, изживая конфликты с действительностью и находя некий компромисс с ней. Педагог, выступает в роли ведущего психодраматического занятия, использует для обсуждения и воспроизведения материал просмотренного спектакля. Разыгрываются те отрывки из спектакля, которые затрагивают проблемы актуальные для всех членов группы. [ 13; с 87-89 ]

В последнее время в любой уважающей себя школе есть детская театральная студия. Театр как искусство коллективное и синтетическое обладает огромным воспитательным потенциалом. [ 15; с 9]

Понятно, что требования к преподавателю, как воспитателю, наставнику, многократно возросли. Это естественное, ибо, чем больше учитель знает, умеет, тем больше он «посеет» в душе маленького человека, в этом случае он станет более одухотворенной, возвышенной, жаждущей знаний и в дальнейшей учебе, и в течение всей последующей жизни. [ 18; с. 225 ]

Так же современный учитель должен учитывать психологические аспекты урока, постоянно подвергать испытанию степень развития учащегося, его память внимание, волю, собранность, усидчивость. Учет интересов, способностей, темп мышления, подготовки, отношения к учащимся, склада характера учащихся каждого класса является основным условием творческого урока, который благодаря этому неизбежно варьируется и сохраняет свежесть.

[ 21; с. 23 ]

А как же быть со стеснительными детьми? Стеснительных детей веселая импровизация должна сделать более уверенными, помочь им выразить собственное чувство юмора. Дети с большими проблемами также могут извлечь из веселой шутки пользу. Юмор делает приемлемыми некоторый проявления детского поведения: благодаря комедийным ситуациям дети могут найти конструктивный способ выражения своей злости и отдохнуть от скопившихся проблем. [ 1; с. 15 ]

Юмор так же обладает вполне определенной логикой, доказательностью, в силу чего способствует развитию интеллекта, критического мышления, остроты ведения мира, наблюдательности. Нельзя не согласиться с В.А. Сухомлинским, который говорил: «Я знал бы смех оборотной стороной мышления. Развивать в ребенке способность смеяться, утверждать чувство юмора – значит и укреплять его умственные силы, способности, учить тонко думать и мудро видеть мир»

Юмор развивает утонченность ума. Мысль, высказанная в юмористической форме, очень тонка, верно, схватывает противоречие, лаконична. Свежестью, образностью мысли юмор оказывает могучее воздействие и на развитие чувственного мира школьника. Яркая эмоциональность юмора делает его весьма притягательным для детей, значительно усиливает его общее воздействие на их психику.

Гёте утверждал, что ни в чем так не проявляется характер человека, как в том, что он находится смешным. Развивая эту мысль, В.А. Сухомлинский писал: «Потому, что считает коллектив смешным, над, чем и как смеются воспитанники, можно сделать безошибочный вывод о моральном здоровье коллектива и в месте с тем о силе как воспитателе». Интересное наблюдение привел Ф.М. Достоевский в романе «Подросток»: «Иной характер долго не раскусите, а рассмеется человек как-нибудь искренно, и весь характер его вдруг окажется, как на ладони… Я понимаю лишь то, что смех есть самая верхняя проба души». Таким образом, по содержанию смеха – как он это делает, можно достаточно достоверно судить о самом человеке, о его достоинствах и недостатках. [ 17; с. 200 ]

Еще Ф. Шиллер сказал более 200 лет назад: “самая настоятельная потребность времени – развитие способности чувствовать… потому, что оно служит средством к внедрению лучшего понимания,… Чем больше разовьется впечатлительность, чем она подвижнее, тем большую часть мира охватит человеком, тем больше способностей разовьет он в себе. Человек поймет тем больше мировых явлений, тем больше форм создаст он вне себя, чем большей силой и глубиной будет обладать его личность, чем большую свободу приобретет его разум”.

Чем больше мы вникали в суть проблемы, тем больше понимали, что в школе наступил момент появления такой деятельности, которая бы способствовала сближению детей, раскрытию их внутреннего мира, приближению к знаниям не только через разум, а через чувства и эмоции. Такой деятельностью могла бы стать игровая методика театральной педагогики! Ведь она включает в себе и простейшие, общедоступные задания, развивающие психофизические процессы индивидуальности, и более сложные ситуативные игры, игры – импровизации, помогающие проникать во внутренний мир товарища, поиску новых средств самовыражения и многое другое. И все это через игру – любимое дело детей!

Мы будем творить, вернее, создавать самих себя. Как? Вот вы все разные. Кто – то более внимателен, у кого – то богаче воображение, кто – то более наблюдателен, у кого – то лучше память. Всем этим вас одарила природа. Но каких – то качеств у вас недостает, значит, их нужно развить, чтобы стать полноценной личностью. После школы вы будете приобретать различные профессии. Ну, скажите, может ли быть забывчивый врач? Или невнимательный водитель? И что из этого может получиться? Развивать природные качества нашей психики мы и будем на наших уроках при помощи различных игр, заданий и упражнений. [ 12; с.25 ]

Вот здесь – то на помощь и приходит весь опыт, все знания и вся душа, которая годами по капле надо наполнять.

В человеческой культуре самое древнее искусство – это искусство общения, из него родились все искусства: театр, живопись, музыка. Вот и надо учить детей общению с друзьями, старшими, умению вести разговор. Большинство детей следят за своей одеждой и прической, чтобы быть красивыми, но при этом у них речь небрежная, примитивная. Необходимо научить ребят правильно говорить, а уж как необходимо, чтобы они научились чувствовать!! Потому что эмоции – это ядро личности. Начало нравственности лежит в отношениях с близкими, и как важно, чтобы ребенок, учащийся мог заметить, какие близкие сейчас: радостные они или грустные, огорченные или задумчивые; еще труднее научиться сопереживать. Но и это еще не все. У каждого из нас в жизни бывают обычные дни и праздники, события незначительные и важные. Но будни становятся праздниками, если день чем – то воодушевлен! Без воодушевления нет творчества. Воодушевление – это не просто возбуждение энергии коллектива призывами или приказами. Воодушевление – это самочувствие, настроения коллектива, «команды» в выполнении той или иной задачи, в данном случае любой творческой задачи. На каждом уроке необходимо создавать это воодушевление. Чтобы правильно, красиво говорить нужно, освоить ряд правил дикции и орфоэпии, по которым ученики с удовольствием постигают премудрости речи так, чтобы «трудно сделать легким», а «легкое привычным.». играя, мы постигаем сложнейшие упражнения на постановку голоса и дыхания. Развиваем коллективные сказки, рассказы, детективы.

Именно искусство может вложить в душу ребенка доброе, светлое и прекрасное, вежливость, деликатность и доброжелательность к окружающим. «Уважение – это застава для родителей и детей. Первых она охраняет от огорчений, вторых – от угрызения совести». На то и назван урок театром, чтобы все незаметно постигать в игре. На каждом уроке театральные игры обязательны, и вот тут – то появляется желание выполнить творческую задачу.

[ 5; с. 62 ]

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

Проанализировав работы многих исследователей, мы пришли к следующим выводам:

1. Деятельность педагога и артиста близки, но не тождественны. Артист – это художник, «творческая личность, достигшая высокого мастерства» в своем деле, он не зависит ни от какого диктата, его труд – удовольствие, он постоянно стремится обогащать себя наблюдениями над жизнью и впечатлениями. Обе эти профессии характеризуются коммуникативностью, общностью характеристик – учитель и артист действуют публично и в паре с партнерами.

2. Признаком успешного урока является деловая хватка студентов, которые узнали что-то новое для себя. Эти положительные эмоции не нужно выражать словами. Учителю вполне достаточно помнить, что после удачного урока у учащегося складывается «образ» нового чувства: «Я раньше не мог (не знал), а теперь могу (знаю)».

3. Учение должно быть веселым. И учитель – режиссер должен уметь весело проводить уроки: смех как бы незаслуженно вытеснен с урока.

4. Уроки, построенные на комедийной импровизации, убеждают, что те задачи, с которыми раньше учащиеся едва справлялись, становились для них легкими. Результаты тестов были выше по тем предметам, где появлялась комедийная импровизация.

5. Театрализация личностного развития учащихся зависит от занятий в школьном театре, позволяя ребенку реализовать свои, быть может, невостребованные способности, раскрыться по – новому, снять многие комплексы и «зажимы», почувствовать себя увереннее. Театрализация включает в себя профессиональный театр и элементы психодраматического метода, это способствует формированию духовной целостности, раскрытию потенциала человека, его гармонизации.

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ И ОВЛАДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ АРТИСТИЗМОМ

2.1. Способы применения педагогического артистизма в педагогической деятельности

Каждый урок в школе начинается с введения в тему как в новую реальность, которая заставляет работать воображение. Занятие начинается еще в коридоре, по пути в учебную комнату. «Как можно идти осенью? Коридор – осенняя дорога. Под ногами шуршат листья? Или хлопают лужи?…»

А как сложить столбиком 312 и 584? Да просто превратиться в числа: «Я буду цифрой «три» — это сколько сотен в первом числе…. А я буду единицей – десятками… Тогда я буду двойкой – единицами этого числа…» Илья возьмет на себя роль плюса, а Алена – «равно»… Они учатся чувствовать друг друга на уроках математики. А еще ребята могут «зацепляться» мыслью друг за друга. Сначала учитель с помощью настоящей прищепки, цепляет ее одежду продолжившегося мысль, а потом осталась фраза: «Я за тебя зацепляюсь!» Их доставляет удовольствие продлевать замысел. Они «зацепляют» стиль автора.

Эти удивительные перетекания смыслов из предмета в предмет происходят у нас ежедневно. И не стихийно. Перипетии их взаимосвязей продумывается тщательно, как и то, каким способом смыслы эти наполнить близкой ребенку эмоциональной энергией и как создать особую, способствующую этому атмосферу в классе. В этом смысле работа педагогов, пожалуй, близка работе режиссера с актерами в процессе репетиций. Ведь каждый раз, готовя очередной урок, думаешь о том, как поддержать их ожидание чуда, как настроить на тему занятия, а значит продумываешь очень конкретные вещи:

— как перевернуть, изменить пространство класса адекватно атмосфере темы, но чтобы в нем было удобно дышать и работать. А быть может, создать пространство, противоречащее теме, и тогда «провокация» эта «возмутит» детей и подтолкнет к азартной переделки «мира». И начинается работа… Но сначала:

  • как войти в класс;
  • удивить молчанием или неожиданным примером, рисунком, музыкой сразу, не оговаривая темы, как бы предлагая договориться, о чем сегодня наше представление, чему будут посвящены 40 или 80 минут интенсивной душевной и мысленной работы, а затем;
  • как представить тему, чтобы детям было интересно, а значит, точно определить точки пересечения ее содержания их сегодняшних интересов, иначе можно «пройти» со своим знанием мимо них;
  • когда, в какой момент занятий органично ввести тренинговые упражнения, будь то счет, правописание слов, ритмические диктанты, освоение клавиатуры компьютера … Ведь без них невозможно двигаться дальше.

Это наши «ноги», которые мы должны научить быстро ходить чтобы многое успеть ;

  • какие вопросы и в какой последовательности предложить им, чтобы разбередить их воображение и подвести к открытию решения;
  • какие игры и в какой момент затеять с детьми, чтобы в процессе их искать решение, моделируя математическую, художественную или компьютерную реальностью.

И наконец;

  • как завершить урок, оставляя финал открытым, потому что продолжение всегда следуют …

главное событие, задачи и сверхзадачу

Вот театрально – педагогические ракурсы, которые помогут лучше понять учителю как воплотить это все на практике:

1. Как понимается пространство урока, художественного теста, и шире – пространство взаимодействия детей и взрослых. Каково оно.

2. Что такое предлагаемые обстоятельства урока. Как они создаются. Как стать иным – персонажем, даже звуком, словом, числом, цветом…

3. Что такое «вживание» в предмет исследования и как оно осуществляется.

4. Какой может быть логика вопросов, раскрывающих смысл темы, и шире: какова логика ведения творческого процесса на занятии.

5. Как создается праздник – спектакль.

6. Каковы принципы и способы интеграции предметов.

7. Как взаимодействует общее и дополнительное образование. И существует ли точка, где заканчивается одно и начинается другое. [ 14; ст. 8 ]

Также очень важно для педагога уверенность в себе и подьем, которые являются неотъемлемым условием хорошей во всех отношениях речи, голос – второстепенный механизм. В нем не будет мощного выразительного тона, если учитель (педагог) не уверен в себе и «стоит на ногах ни жив ни мертв». Учителю – артисту одной эрудиции мало, в практике встречаются такие педагоги, в которых просматривается «отъединенность от учеников, обходительная недоступность», держание учеников на далеком расстоянии от себя при обширных знаниях, уме, личной нравственности. Такому учителю не хватает обаяния.

Именно с помощью обаяния учитель держит в плену своих собеседников, обладая необъяснимой магической силой – способностью овладевать вниманием, чувствами, умом, воображением волей другого.

Внешность, голос, жест, выражение лица – все имеет огромное значение в облике учителя – артиста. Но все – таки выражение лица сосредотачивается в глазах. И это еще одна проблема – взгляд учителя, его глаза. В них свет, прозрачность, жизнь; в них учащиеся ищут какие – то неуловимые моменты, хотят разгадать учителя. Приходилось не раз встречать таких педагогов, глаза которых ничего не выражают, они блуждают, в них нет интереса к тем, кому они рассказывают. Аудитория в таком случае дезорганизуется, теряет интерес к учебе. [ 10; с. 52 -54 ]

Возможности юмора в работе с детьми широко используются многие учителя. Остроумная шутка, подобно сильнодействующему лекарству, позволяет довольно эффективно «излечить» многие недостатки в поведении школьников, избегая при этом обострения отношений. Сухое, прямолинейное морализирование, отсутствие эмоциональности на уроке – плохие союзники. Вместе с тем юмор не снижает серьезности урока. Что касается учеников, то они хотя и не любят быть объектом юмора, но ценят и уважают такого учителя. Юмор помогает установить с детьми теплые: дружественные отношения; чем чаще учащиеся будут смеяться в школе, тем меньше вырастет зануд, грубиянов и нытиков. Творчески работающие учителя всегда считали: многое, из того, что в школе учащиеся усваивают со страхом, а то и со слезами, можно освоить весело и радостно. У ребят есть потребность в юморе, но в стенах школы она далеко не всегда удовлетворяется. В каких же случаях юмор становится педагогически оправданным средством воздействия? Когда он направлен не на учащегося, который хоть и наделен недостатками, но в тоже время сохраняет, в общем – то позитивную сущность. Так, объектом юмора могут стать маленькие слабости учащегося, случаи зазнайства и лени, и т. д., но лишь в том случае, если ученик обладает серьезными достоинствами.[ 17; с. 200 ]

Огромную роль играет юмор в поддержании устойчивого настроения в коллективе. При формировании команд, экипажей и вообще групп, предназначенных для совместной деятельности, обычно учитывают психологические особенности людей, и проверка на чувство юмора занимает не последнее место среди прочих критериев отбора. Его учитывал, в частности, Тур Хейердал при подборе экипажа «Кон — Тики»: «Грозовые тучи, низкое давление и ненастная погода будет представлять для нас меньшую опасность, чем угроза столкновения характеров шести человек, которым придется месяцами находиться на дрейфующем плоту. В этом случае хорошая шутка столь же полезна, как спасательный пояс. [ 20; с. 22 ]

Надо проводить практические занятия для учащихся, чтобы урок был интересным. А имеются ли у вас для этого артистические наклонности можно определить с помощью специального теста (приложение 1).

2.2. Способы овладения педагогическим артистизмом

Этап самоопределения, профессиональной подготовки, когда происходит формирование профессионально – педагогической направленности, системы знаний, умений и навыков, способствующих решению педагогических задач, — самое благоприятное время для того, чтобы пробудить свои, возможно, дремлющие задатки и научиться сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое. Если целенаправленно создавать благоприятные условия для творческого раскрытия личности, можно добиться определенного развития педагогических способностей. Для этого необходимо усовершенствовать как свою внутреннюю (психическую), так и внешнюю (физическую) сторону. Овладение профессией учителя и развитие творческой индивидуальности должно предполагать воспитание ряда личностных качеств, которые в свою очередь становятся профессиональными. Среди них – характеристики, лежащие в основе педагогического артистизма: эмоциональность, интуиция эмпатия, воображение, наблюдательность, способность к импровизации и др.. Можно сказать, что артистичный учитель реализует в деятельности неповторимые особенности своей творческой индивидуальности, которые становятся профессиональными качествами и характеристиками.

Подробное знакомство с теми категориями оценки действительности и поведения людей, о которых идет речь в театральной педагогике, стремление учитывать их в собственном поведении даст вам возможность:

  • Овладеть начальными приемами педагогической техники и основами педагогического мастерства для решения важнейших педагогических задач: поняв причину происходящих в классе изменений, действовать оперативно и целенаправленно, позволить учащимся расслабить, и отдохнуть или, наоборот, увеличить темп работы. Найти действенное средство активизации угасающего интереса;
  • обогатить опыт убедительного выражения переживания;
  • помочь наиболее полному самовыражению и умелой самоподаче будущего педагога.

Методические рекомендации по овладению основами педагогического артистизма

На втором этапе осваиваются различные виды упражне­ний на материале разнообразного воссоздания педагогической реальности, в том числе из области театральной педагогики, адап­тированных к педагогической деятельности и призванных помочь в развитии образного мышления, интуитивного предвосхищения, творческих подходов к делу; происходит обучение методике при­менения полученных знаний и умений в работе; развиваются ком­муникативные и артистические качества, необходимые педагогу. Условное воспроизведение реалий школьной жизни дает возмож­ность на практике попробовать себя в ситуациях педагогической действительности, прочувствовать себя в роли субъектов, от име­ни которых они выступают.

На третьем этапе обучения деятельность носит преимуще­ственно творческий характер. Получая задания, весь процесс их ре­шения надо планировать самостоятельно, импровизируя и проявляя те элементы артистизма, которые наиболее приемлемы в ситуации.

Педагогический артистизм возникает при наличии у учителя богатой духовной жизни, интеллигентности, больших внутренних сил, ведь педагог, в отличии от актера, «играет» самого себя. В этом мы можем оглянуться на судьбы крупных художников, — будь это живописец, композитор, писатель или скульптор, — мы увидим титанический труд над самим собой, над овладением мастерства, над глубиной познания мира.

Рекомендации по развитию артистичности

1. Больше общайтесь. Активно поддерживайте разговор, если к

вам обратились. Начинайте разговор сами. Заставьте себя вступать

в максимальное количество контактов.

2. Попадая в компанию, где находится много незнакомых лю­

дей, попытайтесь первые несколько минут удержать на себе вни­

мание присутствующих (но не за счет значимой информации,

сверхмодной одежды или экстравагантных манер).

3. Определив для себя артистичного человека (без специально­

го театрального образования), осознайте приемы, которые при­

водят к впечатлению о нем как артистичном человеке.

4. Когда у вас превосходное настроение, ведите себя так, что­

бы собеседник заметил и оценил вашу… подавленность. А в пло­

хом настроении ведите себя так, чтобы этого не заметили.

5. Выберите какую-нибудь сложную эмоцию (неосознанная ра­

дость, внутренняя тревога) и попытайтесь беседовать с хорошо

знакомым человеком именно в этом эмоциональном ключе. Затем

проверьте, спросив у собеседника, что и как вам удалось, что —

нет, и определите почему.

6. Воспитывайте в себе детское, игровое начало. Вспоминайте,

на что это похоже — быть ребенком. Три минуты в день смейтесь

без всякого повода. Чаще вылезайте в центр и играйте роль массо­

вика-затейника.

7. Играйте разные роли. Изображайте самых разных людей, ва­

ших знакомых и друзей. Учитесь подражать мимике и интонациям

других людей, старайтесь скопировать выражение их лица.

8. Учитесь быть спонтанным. Правильная душевная преднаст-

ройка даст вам и вдохновение, и смелость, а в результате все

сложится просто и само собой. Живите без напряжения, чаще рас­

слабляйтесь.

9. Следите за своим лицом. Основное, фоновое выражение —

спокойная доброжелательность и готовность к улыбке.

10.Разрешите себе полюбить себя — просто примите себя та­

ким, какой вы есть. Создавайте позитивный и спокойно-сильный

внутренний образ самого себя.

11. Развивайте вашу физическую выразительность. Держите пря­

мую осанку. Развивайте пластику и координацию движений. Де­

лайте гимнастику для лица: тренируйте движения губ, щек, бро­

вей и т. д.

12. Иногда поиграйте холерика, на все реагируйте живо и им­

пульсивно. Учитесь говорить красиво и следите за образностью,

яркостью речи.

13. Критически осмотрите свой гардероб (где у вас яркое, мод­

ное?).

Найдите свой собственный стиль в одежде и поведении.

14. Займитесь аутотренингом. Не боритесь против стихии эмо­

ций, а овладевайте ею, учитесь управлять своими настроениями.

15. Радуйтесь своей непохожести на других. Не сравнивайте себя

с другими, а наслаждайтесь тем, что составляет вашу неповтори­

мую индивидуальность.

16. Примите участие в телеинтервью. Убедительно солгите дру­

гу, а потом во всем признайтесь. В общении с приятелями испы­

тайте свое умение подурачиться. Например, вам предлагают пой­

ти в театр, а вы, напустив на себя важный вид, отвечаете: «Это

надо всесторонне обдумать. Зайдите завтра». Это маленькое актер­

ство приучает вас владеть ситуацией и выигрывать небольшую паузу

перед своим ответом.

17. Находясь в транспорте, исподволь приглядитесь к какому-

либо лицу. Постарайтесь сделать так, чтобы ваш интерес к челове­

ку остался для него незамеченным. Если не получается — у вас

слишком настойчивый, неделикатный взгляд. Такое неназойли­

вое изучение взглядом другого человека должно стать вашим обы­

денным упражнением.

18. Испытайте свое умение шутить в напряженной обстановке.

Тому, кто в транспорте наваливается на вас, скажите с улыбкой:

«Я смотрю, автобусы какие-то тесные стали делать». Если взят

верный тон, шутку подхватят.

19. Если кто-то вызывает у вас определенную степень неприяз­

ни, настройтесь так, будто вы его близкий друг и он вам очень

дорог.

социокультурные основания

можно ли овладеть артистизмом?

внешним условиям

Общественные условия,

высокая планка предъявляемых школе требований, связанных с

современной социальной ситуацией; разработка принципов орга­низации деятельности по изменению имиджа и статуса педагога в

обществе и комплекса мероприятий по повышению престижа учи­тельской профессии (в том числе и через улучшение материаль­ного положения педагогов); изменение роли учителя в педагоги­

ческой деятельности: переход от исполнения функций «передат­чика знаний» к исполнению функций «актуализатора развития».

Профессионально-образовательные условия,

уровне профессиональной подготовки и повышения квалификации пе­дагогических кадров’, разработка нового содержания, методов и форм

подготовки и повышения квалификации учителей (в том числе

привлечение методов и приемов из арсенала театральной педаго­гики); диагностика педагогического артистизма; разработка спе­циальных программ, ориентированных на развитие артистизма.

Деятельностные условия,

дельного образовательного учреждения и связанные непосредственно

с профессиональной деятельностью педагога. Эти условия можно в

свою очередь классифицировать на:

психологические:

  • к самостоятельному, свободному деятелю;

организационные:

управленческие:

  • индивидуальных отношений;
  • включение показателей, характеризующих арти­стизм, во внутри школьную оценку труда педагога, учет при оцен­ке деятельности педагога критериев личностного подхода (значи­мость для учеников, оригинальность, выразительность и др.);

Внутренние условия

особенности психофизиологической сущности личности.

Практикум «Мобилизация творческого самочувствия педагога»

Упражнения этого практикума можно разделить на 2 группы: упражнения на регуляцию психических состояний педагога; уп­ражнения на снятие напряжения, мышечных зажимов и обеспе­чение мышечной свободы.

Приведем эти упражнения в виде некоторой суммарной сово­купности. Преподаватель курса может сам выстраивать их очеред­ность в соответствии с учебными обстоятельствами.

Упражнения на регуляцию психических состояний педагога

Мысленное кино

Создайте мысленный образ самого себя — делающего то или обладающего тем, что вам на самом деле хочется. Вы можете во­образить себя уверенным, артистичным педагогом, работающим с вдохновением, изобретательностью и выдумкой. В этом мыслен­ном представлении важны три момента: не упускайте подробно­сти, подключая все ваши ощущения; представьте себя наслаждающимся желанным ходом событий; вообразите сцену происходя­щего в определенный день и час. Побуждая вас сосредоточиваться на цели (сверхзадаче), мысленный образ повышает мотивацию и внутреннюю энергию, создает дополнительные стимулы, будит внутренние силы.

Луч

Сконцентрируйте возможности своей фантазии и представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теп­лым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затыл­ка, ослабляется складка на лбу, «опадают» брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, осво­бождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, красивого и естественного человека, удов­летворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.

Мышечная броня

Известно, что на физическом уровне существуют мышечные механизмы, блокирующие эмоциональную активность человека. Описаны семь кругов «мышечной брони», перехватывающей тело и подавляющей проявления непосредственных эмоций: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. При доминиру­ющей позиции «над» энергия обычно сконцентрирована в верх­ней части тела: напрягаются глаза («пристальный взгляд»), сжи­мается рот («твердые губы»), одеваются «панцирем» шея и грудь. На уровне талии течение энергии блокируется мышечным напря­жением. Для того чтобы сменить позицию, в первую очередь не­обходимо ослабить напряжение. Предлагаем для этого такие уп­ражнения.

Дыхание

Перед беседой с учеником глубоко вдохните. При выдохе рез­ким движением в воображении как бы «сорвите» маску с лица: «погасите» глаза, расслабьте губы, освободите шею, грудь. Пред­ставьте, что через выдох вы снимаете с себя мышечные «кольца», и отбрасываете их — с глаз, шеи и груди.

Массирование

Перед началом беседы с учеником дотроньтесь кончиками паль­цев до глаз, проведите ладонями по лицу ото лба к подбородку, как бы снимая старую маску. Этот жест — граница, до которой вы находились в позиции «над». Перейдя «границу», вы оказались в позиции «наравне» и начали выполнять другую роль.

Поиграйте!

Для развития внутренних средств ролевой децентрации пред­ставьте себе ваш неприятный разговор, например, с завучем, позволившим себе неучтивый тон в общении с вами и несправед­ливые замечания. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркнуть завуча из своей памяти, попытайтесь, наоборот, мак­симально приблизить его. Попытайтесь сыграть роль завуча. Под­ражайте походке, манере себя вести, проиграйте его размышле­ния, его отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы почувствуете облегчение, спад напряжения. Изме­нится ваше отношение к конфликту, к человеку, в котором вы увидите много позитивного, того, чего не замечали раньше. Вы включитесь в ситуацию завуча и сможете его понять.

Рисуем настроение

Для снятия неприятного осадка после тяжелого разговора возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет — ли­нии, цветовые пятна, фигуры. Погрузитесь полностью в свои пе­реживания, выберите цвет и проведите линии так, как хотите, в соответствии с настроением. Перенесите свои настроения на бу­магу, как бы материализуйте их. Закончили рисунок, а потом на другой стороне листа напишите 5—7 слов, отражающих ваше на­строение. Долго не думайте. Слова должны возникать спонтанно. Затем еще раз посмотрите на рисунок, как бы заново переживая свое состояние, пересчитайте слова и эмоционально разорвите листок и выбросите. Ваше эмоциональное состояние должно пе­рейти в рисунок и быть уничтожено.

Эмоциональная атмосфера

Перед уроком посидите немного, подумайте и представьте себе то, что вызывает у вас чувство спокойствия, радости или какие-нибудь приятные эмоции. Найдите из всего потока обра­зов что-нибудь одно, наиболее сильное по своей привлекатель­ности для вас в данный момент и как-либо связанное с пред­стоящей деятельностью. Во время урока постарайтесь не терять это ощущение и поддерживать высокий уровень положитель­ных эмоций, светлых энергий. Помните: скука на занятиях сни­жает работоспособность на 10 —20 % у слабых и на 37 % у силь­ных учеников. Плохое настроение снижает эффективность труда педагога на 60—70 %.

социально – нравственный и культурный уровень.

Педагогический артистизм возникает при наличии у учителя богатой духовной жизни, интеллигентности, больших внутренних сил, ведь педагог, в отличии от актера, «играет» самого себя.

Профессиональная направленность.

Личная устремленность применить свои знания, способности, опыт в области педагогической профессии также является одним из условий успешного формирования педагогического артистизма. [ 16 ]

Как же складывается артистизм учителя? Что помогает учителю повести детей за собой, вместе с ними искать научную или житейскую истину, переживать радость открытия окружающего мира? Учителю помогают такие качества как эрудиция, обаяние, импровизация, образность речи, пластика и стиль.

Качества, помогающие учителю в овладении артистизмом

Эрудиция

Учитель открыватель мира для детей. Роль первооткрывателя он может выполнить лишь в том случае, если сам является высокообразованным человеком, дающим себе труд постоянно черпать из науки, искусства и действительности. Учитель – эрудит жив любознательностью, вечным интересом к «тайнам» жизни, удивлениям, обостренным чувством нового, сомнения по части догм. В своей области он добивается обширных понятий и абсолютной свободы владения ими, доведения до артистизма. Такой учитель умеет найти и единственно верное, точное педагогическое решение. Эрудированный учитель умеет быстро извлекать из памяти нужные сведения, анализировать и сопоставлять факты, по – своему оценивать их и делать смелые выводы.

Обаяние

Имя этой силы – обаяние, способность овладевать вниманием, чувствами, умом, воображением, волей другого. Обаятельный – это значит завораживающий, умеющий вести за собой, побуждающий окружающих к преображению. Основа неотразимого обаяния – искренность. В речи, в поведении не должно быть ни лжи, ни фальши. Обаятельный учитель – это человек духа, вместе с тем живущий интересами учеников.

Импровизация

Общение с учениками – творчество. Учитель – артист всегда импровизатор, всегда творчески свободен. Учащихся влечет к себе чувство творческого поиска и решения, совершаемого учителем на глазах класса и при участии класса. Импровизация требует от учителя предельного контакта и отклика аудитории.

Импровизация – и талант, и мастерство. За уровнем профессионального мастерства стоят годы внутренней душевной подготовки. В занятия с учащимися вкладывается все содержание прожитой жизни.

Образность речи, Учителю необходимо развивать в себе способность управлять своими чувствами, оставаясь искренним.

Бывает, что речь учителя строга, научна, но наука в ней выступает в увлекательной форме, свободной от учебно-шаблонных оборотов и отступления от литературного языка, и вместе с тем несет на себе отпечаток индивидуальности и эмоций автора. Речь учителя не должна быть торопливой. Школьники всегда обращают на дикцию учителя, ее четкость, ясность, благозвучие. Главная выразительная сторона голоса – интонация. Она выражает состояние говорящего: удивление, огорчение, торжество и т. п., многообразие в голосе характерных красок и богатых оттенков – свидетельство богатства артистической души.

Пластика – это язык телодвижений, выразительность тела владения им. Учитель должен владеть мимикой, сдерживать свое настроение, контролировать жесты. Это достигается самовоспитанием. Учителю необходимо учиться, и не стесняться к излагаемому событию через жесты, мимику, голос.

Стиль

Составными компонентами артистизма учителя являются его эрудиция, обаяние, самобытность, импровизация, образность речи, пластика. Все эти качества определяет его индивидуальный стиль.

Стильный учитель индивидуален, оригинален, неповторим, самобытен. Он – личность с ярко выраженным артистизмом. Индивидуальный стиль учителя, его личностное «я» отмечены и общими достоинствами:

1. Ясностью поведения

Прямодушие, бесхитростность, искренность, четкость поступков и побуждений – вот критерии ясности поведения. Обе реальности жизни учителя – повседневная (за пределами школы) и образцовая (на глазах учеников) – должны составлять неразделимое целое.

2. Благородное простотой.

Ровное и доброжелательное внимание ко всем, независимо от возраста, общественного положения, интеллектуальных и нравственных качеств. Ни тени фальши, лицемерия. Во всем естественность и скромность. Это – умная простота.

3. Интеллигентное сдержанностью.

Это – неспособность нагнетать конфликтнее ситуации, бить тревогу по пустякам… Это – выдержка, терпение, самообладание, душевная собранность, умение сначала разобраться во всем, а потом принимать решения. Хотя без вспышек горячности не обойтись в процессе творческой работы.

4. Лаконизмом.

Это, конечно, пренебрежение учителя к пустословию, нравоучительной риторики. Речь учителя должна быть внятной, собранной, немногословной. У учителя на уроке, в процессе обучения должна присутствовать мысль, которую учащиеся схватывают сразу и надолго. Похвала ученикам тоже должна запоминаться. [ 19; с. 19 -21 ]

Урок должен быть срежиссирован так, чтобы учитель воспринимался, как положительный герой. Большой знаток культуры Востока, донесший ее до западного читателя, Алан Уотс писал: «Подлинный человек не является образчиком добродетельности, педантов или блюстителем нравов. Он понимает, что некоторые несовершенства так же необходимы для подлинной человеческой природы, как соль для приготовления вкусного блюда. С подчеркнуто правильными людьми не возможно жить, что они полностью лишены чувства юмора, не позволяют всесторонне проявиться своему человеческому естеству и подвергают опасности себя и других, не осознавая собственной тени».

В приложении 2 нами отмечены те советы, которые дают специалисты учителям, чтобы стать обаятельными «положительными героями».

Оттолкнемся от третьего совета — овладеть вниманием. Легко сказать! А практически как трудно учителю это осуществить! Учитель на уроке должен: следить за дисциплиной, реакций учащихся, рассчитать время, объясняя, все видеть, слушать, делать выводы и т. д. Может ли учитель выполнить все это, если не мобилизован аппарат его внимания, если его глаза и уши не готовы к самому обостренному восприятию всего, что окружает его? Ведь человек не может быть в одинокой степени внимательным к нескольким объектам одновременно. На что же в первую очередь направить внимание в каждый данный момент урочной жизни?