Журналистское расследование (2)

ассоциироваться с участниками противостояния. Также нельзя носить с собой предметы амуниции, которые при обыске могут вызвать лишнее подозрение. Это касается и оружия и боеприпасов. Противоборствующие стороны нередко видят в журналистах шпионов. Сотрудники спецслужб часто используют удостоверения журналистов для прикрытия, вряд ли задумываясь, что подставляют журналистов.

Журналист ни при каких условиях не должен брать в руки оружия, а тем более открывать огонь. В этом случае он становится участником.

Нельзя провоцировать участников на активные действия ради красивой «картинки». Нередко журналисты просят военных пострелять, чтобы снять удачный план, но при этом не задумываются о последствиях.

Отправляясь в зону боевых действий, журналист должен тщательно продумать свой маршрут, установить контрольные точки и время выхода на связь с редакцией.

Весьма не лишне иметь представление о местности. Нужно иметь при себе карту, но не очень подробную, так как это может навести на подозрения.

Журналисту запрещено передвигаться в одиночку на неизвестном транспорте и в неизвестной местности. А также нельзя спорить с вооружёнными людьми, кем бы они ни были.

Работа журналиста — расследователя осуществляется, как правило, в мирных условиях. Но зато объектом атаки становится журналист. Чтобы обезопасить себя от всевозможных конфликтов и неприятностей, журналист должен придерживаться ряда принципов:

1. Никогда нельзя браться за какое- либо расследование в одиночку. Лучше, если в редакции этим будут заниматься несколько человек.

2. Нельзя провоцировать конфликт между участниками расследования.

3. Журналист не должен нарушать этические и общечеловеческие нормы в отношении субъектов расследования.

4. Журналист должен соблюдать взятые на себя в ходе расследования обязательства. Ещё лучше не брать на себя никаких обязательств, навязываемых собеседниками.

5. Никогда нельзя раскрывать источники информации. Опасность не только в том, что тот, кого предали, будет мстить. Опасно приобрести репутацию журналиста, которому нельзя довериться.

6. Журналист — расследователь не должен соглашаться на встречи с неизвестными людьми в неизвестной обстановке.

7. Нужно строго соблюдать нейтралитет. Журналист не должен принимать ни одну сторону.

8. Всегда журналист должен соблюдать правила юридической безопасности. Хорошо, когда журналист, занимающийся расследованиями, обладает юридической основой.

7 стр., 3100 слов

Журналистское расследование (3)

... основой расследования. Если журналист раскрывает источник информации, то его репутация разрушена навсегда. 4. Приемы журналистского расследования Предварительное расследование. ... указать на источник проблем. Журналист, занимающийся расследованием должен действовать в рамках законности и соблюдать нормы этики - ... всего брать интервью лично, а не по телефону, так как в ходе личного общения журналист ...

9. Своевременно реагировать на психологическое давление и угрозы.

10. Время от времени журналист — расследователь должен менять темы своих расследований.

В случае соблюдения всех правил и юридических норм деятельность журналиста будет успешной.

3. Источники информации в журналистском расследовании.

3.1. Документ как основной источник информации.

Определяющим в журналистском расследовании, как, впрочем, и в журналистике вообще, является поиск, систематизация и анализ информации по исследуемой теме. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» дает следующее определение этому понятию: Информация-это сведения о лицах, предметах, явлениях и процессах, независимо от формы их представления. По роду свое деятельности журналисту приходится иметь дело с самыми различными источниками информации. Что касается сбора и обработки фактов, то их методика в журналистском расследовании примерно схожа с методикой научного исследования, хотя и здесь есть своя специфика: анонимные источники информации, конфиденциальные сведения, более трудное общение с героями, препятствия на пути установления истины.

Журналистское расследование основывается на множестве источников информации: люди, документы, личное наблюдение. При сборе фактов необходимы тщательность, аккуратность и осмотрительность, поскольку объект расследования порождает противников, готовых зацепиться за малейшую фактическую неточность, чтобы дискредитировать всё расследование. Кроме того, небрежность при сборе информации может нанести ущерб репутации людей, в результате чего возврат к данной теме в дальнейшем будет невозможным, либо сопряжён с большими сложностями. Кроме того, согласно закону о СМИ, журналист обязан сохранить конфиденциальность информации или её источник, если же журналист раскрыл источник информации, который пообещал сохранить в тайне, то доверие к этому сотруднику СМИ будет подорвано навсегда.

Некоторые расследования начинаются с документов, а затем происходят в форме опроса людей, другие начинаются с людей, а затем в работу включаются документы. В качестве источника информации могут выступать реальная среда ( сюда относятся природная, урбанистическая и предметно-вещественная среда, в которой обитает человек), виртуальная информационная среда, различные базы данных, человек, документ и т. д. Документ- один из самых надёжных источников информации. Слово «документ» этимологически восходит к латинскому documentum- в поиске информации ведёт к тому, что журналист может дезинформировать общественность и поучительный пример, способ доказательства. В обоих этих качествах документ используется в журналистском расследовании. В качестве документальных источников могут выступать рукописные и печатные документы, кино- и фотоплёнки, магнитофонные или видеозаписи. Как правило, обращение журналиста к документальным источникам информации связано со следующими обстоятельствами:


1) Подтверждение фактов документальными источниками

2) Реконструкция прошедших событий с помощью различного рода документов

3) Усиление доказательной базы журналистского материала

4) Усиление и подкрепление авторской позиции в конкретном материале

Ценность любых документов заключается в том, что, благодаря им, журналист приобретает достоверные и точные данные. Именно поэтому профессионалы при проведении журналистских расследований и при разработке серьёзных тем стремятся к ознакомлению с теми или иными документами, с помощью которых они могут засвидетельствовать некие события, факты, случаи. Информация, которая может быть отображена в документальных источниках, отличается разнообразием. Можно выделить две крупные группы документов: официальные и личные, частные. К первой группе документов относятся различные цифровые и статистические данные, аналитические отчёты, экспертные заключения, решения, постановления и проч., к личным документам принадлежат те документы, которые касаются какого-либо конкретного человека (дневники, письма, записки).

7 стр., 3208 слов

Журналистское расследование на телевидении

... расследования, состоит из следующих разделов: собственная информация (резюме того, что получено от источников); установочная информация; документы; копии публикаций. Генеральное интервью юридическая экспертиза Работа с источниками информации – одна из главных составляющих работы журналиста. ...

3.2. Типы документов.

Чтобы более оперативно находить необходимые при проведении расследования документы, журналист может использовать различные способы, в зависимости от типа необходимой информации. Выделяют следующие типы информации:

1) правовая (законодательные документы, постановления, указы)

2) политическая (партийные уставы и программы, постановления и проч.)

3) научно-техническая (патенты, технические документы)

4) финансово-экономическая (счета, финансовые отчёты)

Информация может содержаться в документах, которые отличаются по степени доступа к ним. Различают :

1) открытую информацию, иначе говоря общедоступную (документы, опубликованные в СМИ или в других носителях информации как то на стендах, вна транспорте, в афише и т. д.)

2) информацию ограниченного доступа (стенографические записи, архивные документы)

3) Государственная тайна (документы под грифом «совершенно секретно»).

Перечень документов, составляющих государственную тайну, определяется Конституцией.

4) Конфиденциальную информацию (документы, предоставленные журналисту с условием соблюдения тайны)

5) Коммерческую тайну (документы, содержащие сведения о коммерческой деятельности)

6) Профессиональную тайну (например врачебную)

7) Личную (персональную) тайну. Конституция РФ защищает право на неприкосновенность частной жизни, персональную тайну.

По виду носителя информации источники могут быть следующими:

1) твёрдая копия (книги, газеты, журналы)

2) информация на машиночитаемых носителях (диски, плёнки)

3) информация на канале связи (радио- или телепрограммы)

Документы могут храниться традиционно (книги, газеты, журналы), в виде архивных рукописей, в электронном виде).

В зависимости от типа информации, которую необходимо получить журналисту в ходе расследования, различается и степень сложности. Наиболее сложной представляется работа с закрытыми источниками информации. Корреспонденты могут запрашивать любую информацию о деятельности государственных органов и организаций, должностных лиц, но эти организации или деятели имеют право отказать сотруднику СМИ. В этом случае на помощь приходит статья №40 закона РФ « О средствах массовой информации», согласно которой уведомление об отказе в запрашиваемой информации должно быть представлено в трёхдневный срок, с указанием причин отказа.

Довольно часто в журналистском расследовании приходиться сталкиваться со сведениями или документами, полученными из конфиденциальных источников. Это могут быть сведении, полученные от граждан не пожелавших раскрыть своё имя. При работе с такого рода документами следует соблюдать особую осторожность, как правило, это компрометирующие сведения о конкурирующих фирмах, политических партиях. Поэтому, работая с документами нужно уметь правильно оценивать их с точки зрения достоверности и надёжности. В журналистике разграничивают эти два понятия. Надёжность — это уверенность, что журналист имеет дело с устойчивой информацией, достоверность -соответствие данных событиям. Иногда два этих понятия могут конфликтовать друг с другом. Документ может быть весьма надёжным, но содержать недостоверную информацию. Пример: Комитет занятости населения публикует статистические данные о количестве безработных; несомненно, источник информации является надёжным и компетентным, но, тем не менее, сведения, содержащиеся в статистическом отчёте, не являются достоверными, т. к. учитывается лишь то количество граждан, не имеющих работы, которые состоят на учёте в центрах занятости, а реальное число безработных граждан в РФ в несколько раз больше.

9 стр., 4371 слов

Интернет как средство массовой коммуникации и его функции

... 1. Понятие Интернета 1.1. Интернет как средство массовой коммуникации Одной из характерных особенностей нашего времени является беспрецедентное развитие средств массовой коммуникации. Информация становится ... медиа-культуре, которые, не в последнюю очередь, преобразовываются посредством Интернета, существует стратегическая потребность в проведении исследований Интернета как нового средства массовой ...

При анализе документа следует чётко представлять его происхождение, авторство и дату создания, знать, можно ли опереться в расследовании на этот документ, является ли документ подлинным? Без чёткого ответа на эти вопросы журналист не сможет предоставить убедительную доказательную базу в расследовательском материале. Способы же оценки достоверности материала могут быть различными. В документах, полученных из официальных источников — судебных инстанций, прокуратуры, администрации власти, журналист, как правило, может рассчитывать на достоверность зафиксированных данных. Впрочем, справедливости ради, нужно заметить, что достоверные данные могут содержаться и в документах, полученных из неофициальных источников. Важно обращать внимание на внешний вид документа: на фирменный бланк, наличие печатей и подписей ответственного лица, на наличие даты и номера документа. Не стоит слишком доверять документам, отпечатанным на некачественной бумаге, на которых отсутствуют вышеперечисленные атрибуты, бумагам, не заверенным нотариально. При анализе содержания документа следует обращать внимание на то, насколько точно и объективно отражены события, факты в документе; следует уметь отделять факты от оценок, мнений, комментарий. Также нужно отметить, что данные, полученные из первоисточника, представляются наиболее достоверными по сравнению со вторичными документами.

Сейчас в статьях и репортажах журналистов-расследователей часто можно встретить ссылки на непонятные источники, заявления вроде «говорят, что…», «известно, что…», «есть мнение, что…». Подобных выражений следует избегать и использовать ссылки только на проверенные источники информации. Таким образом, журналисту при работе приходится сталкиваться с различными источниками информации; работа с документами требует комплексного подхода. Это и знание типов документов, источников информации, умение отличить достоверные и надёжные документы от подделок.

Интернет-ресурсы в журналистском расследовании.

Одним из источников получения информации в работе журналиста-расследователя являются данные, полученные из Интернета. Информационные ресурсы глобальной сети представляют собой колоссальные массивы самой разнообразной информации. Для журналиста стремительное развитие Интернета стало неоценимым подспорьем, позволило в несколько раз увеличить оперативность получения необходимой информации. С Интернетом можно в считанные минуты получить доступ к архивам библиотек, подшивкам газет, базам данных. Интернет — технологии позволяют участвовать в дискуссиях, форумах и конференциях, обмениваться информацией с частными лицами и организациями, кроме того, можно размещать свои запросы на электронных досках объявлений. Для оптимизации работы в Интернете существуют различные поисковые программы. Основным языком Интернета является английский, зачастую журналистам приходится обращаться к западным ресурсам, они мощнее и быстрее российских. При поиске информации на русском языке или о России лучше обращаться к отечественным поисковым системам (Yandex, Rambler), которые хоть и уступают западным по объёму информации, но зато созданы с учётом особенностей русского языка и работают быстрее. Кроме того, крупнейшие информационные агентства страны, такие как ИТАР _ ТАСС, Интер — факс предлагают по Интернету платную подписку на ленту новостей. Это информационные обзоры: события, оперативная информация, спортивные новости, политические и экономические новости, обзоры материалов, опубликованных в СМИ, мировые и российские новости и т.д. Также полезным может оказаться изучение Интернет — изданий органов государственной власти, многие ведомства распространяют для журналистов свои доклады (Госдума, правительство, ФСБ, УВД, Центризбирком и др.).

31 стр., 15479 слов

Своеобразие жанров интернет-журналистики на примере газет

... исследования - гендерное разнообразие интернет-изданий. Цель моей работы - охарактеризовать гендерную структуру периодических интернет-изданий и выявить оригинальные жанры онлайн-журналистики. Для этого предлагается решение ... печати и в Интернете. В 1997 году «Журналист» опубликовал свою статью «Электронная курилка, компьютерное казино или новое средство массовой информации« Обмен новостями и ...

Всё это, несомненно, относится к положительным сторонам использования сети Интернет.

Но, наряду с плюсами, существуют и минусы. Нужно иметь в виду, что многие ресурсы в Интернете платные. Кроме того, циркулирующая в Интернете информация, не всегда отличается достоверностью, поэтому журналистам приходится тратить массу времени на проверку данных. Вся информация, содержащаяся в глобальной сети, несомненно, полезна, если просто принимать её во внимание, а не безоговорочно верить ей, т. к. зачастую Интернет изобилует различными слухами и домыслами и велика вероятность попасть впросак или же стать жертвой мистификации. Прямое цитирование информации с Интернет — сайтов нежелательно, оно возможно только в случае, если журналист уверен в информации (например, если она взята с официальных сайтов организаций или ведомств).

Также, несмотря на наличие в сети Интернет огромного массива информации, не всегда удаётся найти нужную информацию. Как правило, редкая информация оказывается более доступной, нежели широко распространённая. Общение в сети, даже с использованием веб — камеры никогда не сможет заменить живого общения с человеком.

Но, тем не менее, Интернет стал одним из самых распространенных и эффективных инструментов журналисткой деятельности. Журналисты наиболее часто используют электронную почту. Это самый доступный и эффективный способ электронного общения, электронная почта удобна для пересылки материалов, для оперативного обмена информацией; с её помощью журналист может вести переписку с различными источниками информации (пресс — центрами, экспертами, внештатными сотрудниками).

11 стр., 5231 слов

Москва 30-х годов в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

... Кот Бегемот в Доме-музее Булгакова () Абадонна Есть еще один, почти не упоминаемый, член свиты Воланда — бледный и молчаливый человек в темных очках. Воланд представляет Маргарите Абадонну, благодаря ... по его вере воздается. Латунский и Лаврович Критик Латунский и литератор Лаврович, члены редколлегии газеты, написали разгромные статьи о романе Мастера. Маргарита расправилась с Латунским, устроившим ...

Также электронная почта эффективна как способ налаживания обратной связи с читательской и зрительской аудиторией, что позволяет зрителям и читателям высказывать своё мнение о материале, делиться впечатлениями.

Интервью как один из способов получения информации.

Как уже было сказано выше, журналист в своём расследовании может обращаться к различным способам получения информации. Некоторые расследования начинаются с документов, а затем происходят в форме опроса людей, другие начинаются с людей, а затем в работу включаются документы. Но практически ни одно журналистское расследование не обходится без личного общения с участниками конфликтной ситуации. Перед личной беседой журналист обязан хотя бы в общих чертах знать не только проблемы, но и различные пути их решения. Беседа способна помочь скорректировать точку зрения журналиста, оснастить будущий материал не только фактическими доводами, но и живым разговором с собеседником, т.к. материал, составленный только на основе оценок автора, без привлечения мнений различных людей, сильно проигрывает во мнении читателей и зрителей.

В интервью с участниками конфликтной ситуации журналист не просто фиксирует всё то, что услышит, он может спорить, приводить собственные аргументы. Методика такой беседы следующая:

1) Следует оперировать простыми, ясными и точными понятиями.

2) Вести аргументацию по отношению к своему оппоненту следует предельно корректно (например, открыто признать правоту собеседника, если он прав, оперировать только теми доводами, которые приняты собеседником, сначала отвечать на доводы собеседника, а лишь затем приводить свои.)

3) Необходимо учитывать сложность восприятия новой для собеседника информации

4) Следует избегать простого перечисления фактов.

5) Не забывать, что излишняя убедительность вызывает отпор со стороны собеседника

6) Использовать специальные приёмы аргументации. К ним относятся

а) Метод перелицовки. Суть метода — подведение собеседника к изменению точки зрения путём поэтапного прослеживания решения проблемы вместе с ним.

б) Метод «салями»- подведение оппонента к согласию с журналистом путём достижения единства мнений сначала в главном, а затем и в частностях

в) Метод расчленения. Суть — разделение аргументов собеседника на верные, сомнительные и ошибочные с последующим доказательством несостоятельности его позиции.

г) Метод положительных ответов, Суть метода заключается в том, чтобы строить беседу таким образом, когда собеседник отвечает положительно на вопросы журналиста, а затем по инерции продолжает соглашаться с ним.

д) Метод классической риторики. Хорош при излишней агрессивности оппонента. Суть метода — журналист соглашается с высказываниями собеседника, а затем внезапно опровергает их с помощью одного весомого аргумента.

е) Метод замедления темпа — умышленное замедление речи в местах слабой аргументации оппонента.

7) Делать обобщения и выводы по проведённому обсуждению аргументов

Следует избегать перебивать собеседника, давать негативную оценку его аргументам. Нельзя резко ускорять темп беседы, избегать смотреть в глаза собеседнику.

Нельзя забывать о необходимости применения некоторых психологических приёмов — надо предоставить собеседнику возможность высказаться, проявить интерес к его проблемам, подчеркнуть значимость собеседника в глазах журналиста.

2 стр., 609 слов

Сочинение с годами человек нет нет да и возвращается мыслями к дружбе

... к дорогим людям. А ведь друг нужен и в беде, и в радости. И это ярко раскрывается в одном из высказываний Шекспира о дружбе: ... время! (И. Панова) Сочинение: Прочитав текст И. Панова, невольно осознаешь, что дружба – это самое ценное в нашей жизни, и мы ... Да по действиям несходны Верный друг и льстец негодный». Цицерон же говорил о дружбе, что в мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить дружбу ...

Таким образом, журналист должен знать не только какие вопросы задать, но и какой психологический подход нужно использовать.

Чтобы избежать проблем, которые могут возникнуть в случае отказа собеседника от своих слов после выхода материала в свет, желательно фиксировать беседу с помощью магнитофона или диктофона. Если нет возможности использовать технику, будет разумным пригласить на беседу ещё одного журналиста в качестве свидетеля. Бывает и так, что человек хочет поговорить, но по каким — то причинам боится, в этом случае можно встретиться с собеседником в неформальной обстановке (дома, на улице), чтобы добиться доверия оппонента возможно понадобится несколько встреч. Иногда бывает так, что в первой беседе журналист не владеет материалом, поэтому не может привести свои аргументы, принимая на веру всё, что ему говорят. Чтобы не оказаться в такой ситуации, избежать однобокого или ошибочного освещения проблемы и ускорить расследование, нужна предварительная подготовка и в первую очередь с документами.

Таким образом, в журналистском расследовании при работе с источниками информации и сборе фактов необходим комплексный подход. Следует тщательно проверять достоверность и надёжность информации, уметь анализировать источники, нежелательно ограничиваться только одним источником информации (например, только статьёй на Интернет — сайте).

Отличительной чертой журналистской работы является присутствие в материале авторской позиции, которая должна быть чётко определена и аргументирована.

II. Практика

1. О феномене терроризма как таковом.

Парадокс состоит в том, что самая обсуждаемая тема современности остаётся едва ли не самой размытой и конъюнктурной. В том числе из-за отсутствия единых представлений. Поэтому то, что мы называем борьбой, представляет собой ликвидацию последствий отдельных терактов. Антитеррористы оказываются в положении вечно догоняющих без видимых шансов перехватить инициативу, так как главная причина в неготовности России, Европы и США противопоставить ей что-либо системное. После лондонских терактов через каждые сто метров англичане вывесили предупреждения: «Ничего подозрительного в руки не брать!». Разбросали 200 муляжных свёртков, барсеток, кошельков и прочего. Не подобрали только то, что не увидели! А ведь уличная осмотрительность- это лишь полшага в сторону выживания.

Что же представляет собой современный терроризм?

Феномен терроризма можно исследовать с множества позиций, опираясь на различные области знаний: историю, криминологию, психологию. Конфликтологический подход, например, подводит к мысли, что он возникает там и тогда, где и когда социально- политические противоречия обостряются до предела. Чаще к нему прибегает та сторона, которая считает, что законным способом желаемого не достичь, поскольку противник гораздо сильнее. В качестве террористического мотива всегда выступает желание добиться чего- то одним махом.

15 стр., 7212 слов

Сочинения про школу

... очень люблю свою школу! Макаров Ярослав, 5 а класс Сочинение на тему моя школа Я люблю свою школу первый день в школе В школе проходит большая ... заведением, но и вторым домом. В следующем году нашей школе исполняется 20 лет. Сколько выпускников вышли из ее стен с ... расставаться. А учителя в моей школе – просто чудо! Это такие мудрые, умные и понимающие люди, с которыми приятно находиться рядом. ...

Опасность терроризма возрастает, если оправдывающие его идеи пользуются поддержкой населения. В качестве аргументов чаще всего используются лозунги о подавлении большими нациями малых народов (Чечня), об ущемлении государственных свобод (Косово), о существовании социальной несправедливости (Ирак).

В качестве политического оружия теракт используют и властные структуры. Они мотивируют свои действия необходимостью защиты большинства. Более 50 процентов терактов третьего тысячелетия, так или иначе, связаны с темой сепаратизма. Главная роль в борьбе с террористами принадлежит спецслужбам. Именно они обязаны решать задач пресечения замыслов террористов. Массовый захват на Дубровке в 2002 году, рейды боевиков в Назрань и Грозный, взрывы пассажирских самолётов, кровавая драма в Беслане в 2004году свидетельствуют, что традиционные методы далеко не результативны.

1.1. Примеры журналистских расследований

Взрывы домов в 1999 году

«В сентябре 1999 года произошел ряд терактов в Москве. 8 сентября 1999 года, в Москве в 23.58 мск на улице Гурьянова террористы взорвали жилой дом. В результате этого террористического акта были полностью уничтожены две секции 9-этажного панельного жилого дома номер 19. Жертвами трагедии стали более 300 человек: 106 погибли, более 200 получили ранения. Взрыв на Каширском шоссе произошел 13 сентября, унеся жизни 124 человек, всего от взрыва дома номер 6/3 пострадало 119 семей (149 человек).

На Борисовских прудах и Краснодарской улице правоохранительным органам удалось предотвратить взрывы домов.

Взрывы домов были настолько мощными, что обломки зданий раскидало на десятки метров, а грохот был слышен в соседнем районе. Тогда страна выучила новое слово — гексоген. Именно так называлось взрывчатое вещество, заложенное террористами в подвалах жилых домов. В Москве был усилен контроль за въезжающими в город автомобилями, проверялись все подвалы и чердаки, жильцы организовывали дежурство в подъездах собственных домов и сообщали в милицию о подозрительных автомобилях, припаркованных у многоэтажек.

Власти Москвы оказали помощь пострадавшим от взрывов. Так, семьям, пострадавшим от взрывов на Каширском шоссе, из городского бюджета оказана материальная помощь 83 семьям (113 погибших).

Выплачена компенсация за утраченное имущество 119 семьям (149 человек), за поврежденный автотранспорт — 27 семьям. Общая сумма выплат составила 6 миллионов 750 тысяч рублей. Для пострадавших семей приобретены предметы мебели, электробытовые приборы, им оказана вещевая помощь, передана благотворительная помощь от различных организаций. Всего со специального счета префектуры ЮАО произведено выплат пострадавшим и их семьям на сумму более 7 миллионов рублей. Пострадавшим жителям было выделено 39 квартир. Управление здравоохранения округа обеспечило всех нуждающихся медицинской помощью. Распоряжением мэра на проведение планово-предупредительного капитального ремонта жилых домов, прилегающих к месту взрыва, было выделено 34 миллиона рублей.

16 сентября 1999 года возле многоквартирного дома на Октябрьском шоссе города Волгодонск Ростовской области взорвалось устройство (тротиловый эквивалент — 800-1800 килограммов), заложенное в автомобиль ГАЗ-53. В результате взрыва обрушился фасад двух подъездов. Погибли 19 человек. В трех десятках близлежащих домов взрывной волной выбило оконные рамы и стекла. На месте взрыва образовалась воронка глубиной 3,5 метра, диаметром 13-15 метров. Фрагменты автомобиля, в котором находилась взрывчатка, разлетелись на полтора километра.

18 стр., 8710 слов

Для чего ходить в школу — основные причины, описание и план

... в школу ходить незачем. У него нет ответа на вопрос: «Зачем мне ходить в школу». Я его очень хорошо понимаю. Родителям вместе с учителем нужно помочь ребенку найти ответ на этот вопрос. Зачем дети ходят в школу? ... 7 лет, и человек, руководствуясь принципом «хочу-не хочу», отказывается идти в первый ... ребенок выучил английский. Естественно родитель поведет свое чадо в кружок до школы, следуя ...

В ходе следствия, которое длилось до апреля 2003 года, выяснилось, что взрывы в Москве и Волгодонске организовала одна и та же группа. Заказчики — арабские наемники Хаттаб и Абу Умар. Исполнители — Ачемез Гочияев, Хаким Абаев, Равиль Ахмяров, Денис Сайтаков, Адам Деккушев, Юсуф Крымшамхалов, Заур и Тимур Батчаевы.

Хаттаб, Абу Умар, Сайтаков, Ахмяров и Заур Батчаев были ликвидированы во время контртеррористической операции в Чечне. Тимур Батчаев убит на территории Грузии.

Главарь террористической группы Гочияев, а также Абаев находятся на свободе, по некоторым данным, в Грузии. В 2002 году власти этой страны задержали Деккушева и Крымшамхалова и выдали их российскому правосудию. Они оказались на скамье подсудимых на процессе, который начался 31 октября 2003 года в Москве.

Московский городской суд приговорил к пожизненному заключению 42-летнего Адама Деккушева и 37-летнего Юсуфа Крымшамхалова, которых признали виновными в организации взрывов жилых домов в Москве и Волгодонске в сентябре 1999 года. Жертвами трех взрывов стали 240 человек, больше тысячи получили ранения. Слушания по делу проходили в закрытом режиме, однако приговор был оглашен на открытом судебном заседании. Следствие считает, что за взрывами стояли полевые командиры Хаттаб и Абу Умар.

Следователям ФСБ РФ удалось восстановить схему доставки боевиками взрывчатки, использованной для взрывов жилых домов в Москве в сентябре 1999 года. Как сообщили 1-й заместитель начальника оперативно-следственного управления ФСБ РФ Александр Шагако и заместитель начальника Следственного управления ФСБ РФ Hиколай Сапожков, установлено, что к подготовке и совершению этих терактов причастны Ачимез Гочияев, Юсуф Крымшамхалов, Тимур Батчаев, Адам Деккушев, Денис Сайтаков, Руслан Магаяев и еще несколько человек, личности которых устанавливаются. Террористы действовали в условиях строгой конспирации, с четким распределением ролей, использованием современных средств мобильной связи и документов на «подставных» лиц. Hесмотря на эти ухищрения, проведенная работа по исследованию транспортировки взрывчатки к местам проведения терактов позволила установить, что в августе 1999 года Крымшамхалов, Деккушев и Батачев под видом сахарного песка складировали и хранили на одной из продовольственных баз Кисловодска в «КамАЗе», арендуемом Магаяевым, примененную в дальнейшем партию взрывчатки.

В начале сентября они отправили ее в Москву на арендованном большегрузном автопоезде марки «Мерседес», при этом скрытое сопровождение груза осуществлял один из соучастников преступлений по имени Хаким. Доставленную в Москву партию взрывчатых веществ Сайтаков и Гочияев разместили в арендованным Гочияевым складском помещении в доме номер 70 на Краснодарской улице. В течении 7-8 сентября они вывезли с этого склада на малотоннажных грузовиках три партии взрывчатки к выбранным местам запланированных терактов и разместили взрывчатку с подготовленными к взрыву зарядами в снятых нежилых помещениях по ставших печально известными адресам — в доме 19 по улице Гурьянова, в номер доме 6 корпус 3 по Каширскому шоссе и в доме номер 16 корпус 2 по улице Борисовские пруды, где взрыв удалось предотвратить.

На улице Гурьянова взрыв произошел 8 сентября, на Каширском шосее — 13 сентября. Теракты унесли жизни 223 человек. После взрывов Гочияев, Сайтаков, Крымшамхалов, Деккушев, Батчаев скрылись, в настоящее время их местонахождение неизвестно. Тем не менее, следствие получило и закрепило процессуально данные о том, что в конце сентября 1999 года Крымшамхалов и Деккушев звонили своим близким из Грозного, а в октябре допрошенный по делу свидетель видел Сайтакова в Чечне в районе станция Червленная, где тот командовал отрядом боевиков. В ноябре на территории Кавказских Минеральных вод был задержан Магаяев.» Интернет-сайт Россия Антитерор

Взрыв в Тольятти

«1 ноября в Тольятти объявлен днём траура. Траурные мероприятия прошли в центре города, рядом с местом, где взорвался рейсовый автобус. У памятника «Скорбящий ангел» горожане зажгли восемь свечей по числу погибших при взрыве.

Кроме того, более 50 человек получили ранения различной степени тяжести. Большинство пассажиров автобуса были студентами и преподавателями, направляющимися в свои вузы.

На месте происшествия сейчас работают криминалисты. Начальник Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин уже сообщил о первом подозреваемом, причастном к взрыву. В его квартире были найдены детали, которые могли быть использованы для изготовления самодельного взрывного устройства. При этом имя подозреваемого не названо.

Как сообщает «Время новостей», неофициально в списке предполагаемых организаторов теракта мог оказаться Павел Косолапов — специалист-взрывник и соратник Шамиля Басаева, причастный к ряду диверсий в Москве и Подмосковье. По данным издания, после терактов в Москве Косолапов скрывался в Самарской области. Причастным к взрыву в Тольятти также мог быть один из лидеров боевиков Доку Умаров. Ранее, по некоторым данным, спецслужбы получили информацию о том, что Умаров готовит крупный теракт.

Начальник управления ФСБ по Самарской области Юрий Рожин не исключил, что подрыв совершил террорист-смертник. До сих пор не удалось определить личность одного из восьми погибших.

Между тем, следователи рассматривают версию, согласно которой причиной взрыва стали «разборки» местных криминальных авторитетов как следствие передела транспортного рынка среди компаний-перевозчиков Тольятти. Также не исключается версия неосторожного обращения со взрывчатыми веществами.

В пользу версии о теракте свидетельствуют несколько фактов: во-первых, большая мощность взрывчатого вещества (около двух килограмм в тротиловом эквиваленте), во-вторых, время взрыва, который зампредседателя комитета Госдумы по безопасности Виктор Илюхин назвал попыткой дестабилизировать ситуацию в России накануне федеральных выборов.

По последним данным, бомба, взорвавшаяся в Тольятти, была начинена поражающими элементами в виде металлических шариков, гаек и болтов. Таковы результаты судебно-медицинской экспертизы.

Особенностью этого теракта является использование своеобразного взрывного устройства химического типа, сообщил журналистам руководитель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр

«Подобного рода устройство было использовано на Черкизовском рынке (в Москве) летом прошлого года», — сказал он. В результате теракта на Черкизовском рынке погибло 11 человек. Прокуратура задержала двух подозреваемых, студентов московских вузов, один из которых, по словам прокурора Москвы, являлся идеологом группы «Спас».

За последнее время взрыв в Тольятти стал очередным инцидентом на транспорте в России. Только в прошлый четверг, 25 октября, в Самаре взорвалось маршрутное такси. Жертв удалось избежать. А двумя днями ранее в маршрутном такси Казбековского района Дагестана прогремел взрыв, унесший жизнь одного человек.

Взрыв в рейсовом пассажирском автобусе города Тольятти произошел в 07:17 31 октября на перекрестке улиц Карла Маркс и Гагарина.

По факту взрыва в Тольятти возбуждено уголовное дело по трём статям: 205 УК РФ (террористический акт), 222 УК РФ (незаконное хранение взрывчатых веществ) и 105 УК РФ (убийство)». Новая газета №84, 01 ноября 2007

2. Журналистское расследование Бесланской трагедии.

Наиболее интересным с точки зрения объекта журналистского расследования представляется работа с материалами, посвящёнными террористическому акту в Беслане 1 — 3 сентября 2004 года. В качестве источников информации были использованы: данные с Интернет- сайтов «Россия Антитерор», «РИА-Новости», «Lenta.ru», издание Rambler Media Group, книга «01.09. Бесланское досье», написанная, корреспондентами немецкого журнала «Der Spiegel», фрагменты интервью с источниками, пожелавшими сохранить конфиденциальность, материаы статей издательств «Новая газета», «Российская газета».

В мае 2005 года, ещё до появления официальны х итогов расследования бесланской трагедии Парламентской комиссии Федерального собрания РФ, прошла презентация книги «01.09. Бесланское досье». В книге была предпринята попытка максимально подробно воссоздать хронологию и обстоятельства трагедии. Немецким журналистам удалось установить, что «18 августа из Москвы, из МВД, поступила телеграмма всем областным управлениям милиции: есть сведения, что чеченские боевики планируют в Северной Осетии операцию по типу той, что была проведена Басаевым в 1995 году в больнице Будённовска. Однако правоохранительные органы меры не предприняли». Нееф Кристиан «01.09. Бесланское досье», Der Spiegel, 2005

По данным Интернет-сайта Lenta.ru большинство террористов, участвовавших в теракте, находились в федеральном розыске, но со стороны милиции проблем у них не было, они свободно приезжали в свои родные селения.

Изучив материалы вышеуказанн

Изучив и проанализировав материалы многочисленных статей представляется возможным проследить за подготовкой и проведением захвата школы. Подготовкой теракта руководили известные своей жестокостью сепаратисты Ш. Басаев, А. Масхадов, М.Х. Хашиев и их окружение. Активное участие принимают иностранцы, в том числе известный террорист Тауфик-аль-Джедани (Абу-Дзейт).

В августе 2004 года группа террористов формируется в* составе 34 человек (2 боевика потом останутся в лагере под Пседахом), определяется объект — школа №1 в городе Беслане Правобережного района Республики Северная Осетия — Алания, устанавливается дата акции — день массовых торжественных мероприятий, посвященных Дню знаний. Для сбора членов террористической группы подготовлен лагерь в лесном массиве на околице села Пседах Малгобекского района Республики Ингушетия. Непосредственно исполнением теракта руководит Руслан Хучбаров, по кличке Расул, житель Ингушетии, его позывной — «полковник». План нападения объявляется Хучбаровым 31 августа. Доставка группы до места преступления поручается Цокиеву на автомашине ГАЗ-66. Другие члены банды, в том числе ныне подсудимый Н. Кулаев, должны двумя группами блокировать здание школы, захватить заложников и удерживать их. Планируется установка большого количества самодельных взрывных устройств в местах компактного удержания заложников. Две участницы банды — М.Ю. Габурова и Р.С. Катаева — носят так называемые «пояса смертниц». Маршрут следования заранее выверен, включая данные о расположении милицейских постов. Ночь 31 августа — 1 сентября бандиты проводят в лесу близ села Инарки, утром 1 сентября выдвигаются к объекту теракта по дорогам, которые считаются непригодными и милицией в это время не контролируются.

1 сентября 2004 года

9 часов 5 минут. На двух автомобилях ГАЗ-66 и ВАЗ террористы внезапно въезжают во двор школы №1 города Беслана. Стреляют из автоматического оружия, окружают собравшихся во дворе людей, оттесняют их к стенам спортзала и окнам коридора, которые выходят на школьный двор, загоняют людей в здание школы. Хучбаров расстреливает в школьном дворе двух жителей Беслана -Р.Х. Гаппоева и Ф.А. Фраева. Сотрудник Правобрежного РОВД из табельного оружия уничтожает одного из боевиков.

Все заложники сосредотачиваются в спортивном зале школы. Четкость действий бандитов указывает на отработанный сценарий. Террористы имеют при себе даже противогазы. Два боевика переводят людей, укрывшихся в котельной, в здание школы. Благодаря самоотверженности погибшего впоследствии оператора котельной И. Карлова, 20 учащихся и сотрудников школы освобождаются через пролом в стене котельной. Сотрудники органов внутренних дел обеспечивают безопасность их выхода, оказывают медицинскую помощь, проводят опрос.

9 часов 25 минут. Все заложники находятся в спортивном зале. Люди сидят с поднятыми вверх руками, вплотную друг к другу, из-за тесноты многие теряют сознание. Выстрелом из автомата на глазах у детей убит житель Беслана Р.Р. Бетрозов. Тело за ноги тащат через весь зал. Вскоре убит еще один заложник — Э.Д. Худалов. Под угрозой смерти отобраны все мобильные телефоны и видеокамеры.

Террористы баррикадируют спортзал и входные двери. Живым щитом служат дети. Минируют зал. Взрывные устройства подвешивают к баскетбольным кольцам. Заложникам приказывают помогать минировать. Процесс минирования длится полтора-два часа и снимается на видеокамеру. Связь устанавливается только в 16.00 — 16.30, когда через ту же Мамитову повторно передается записка с изменившимся номером телефона. По этому номеру в контакт с террористами вступает профессиональный переговорщик ответственный сотрудник УФСБ Республики Северная Осетия — Алания.

Вступивший в контакт боевик называет себя «шахидом» и заявляет, что расстрелял 10 заложников, а еще 20 — взорвал в одной из классных комнат. Сделал он это потому, что по ранее сообщенному номеру телефона никто не позвонил. Говорит, что вести переговоры террористы будут с Дзасоховым, Зязиковым и Рошалем одновременно, что спортивный зал заминирован и в случае штурма будет взорван.

Первые взрывы в школе действительно слышны раньше этого контакта — в 15.00 — 15.30. Очевидцы свидетельствуют, что взрывам предшествует резкий разговор одной из женщин-террористов с боевиком в коридоре около спортзала на фоне стоящего на коленях «живого щита» из заложников. Раздается взрыв. Демонстрация жесткости продолжается» и после установления контакта с представителями оперативного штаба — ведется беспорядочный огонь по околошкольной территории.

Во второй половине дня бегут еще шесть заложников. По их данным устанавливается ситуация в школе: большинство заложников — в спортзале, места размещения детей и взрослых — минированы. Команда на взрыв подается автоматически в случае утраты террористами контроля над системой. Смерть размыкающих цепь террористов вела к подрыву всех установленных устройств. Заложникам отказано в предоставлении пищи и воды, их расстреливают. Силовая акция неизбежно повлекла бы массовые жертвы среди заложников.

«Силовики» и руководители республики обсуждают варианты освобождения заложников за деньги: террористам предлагают десять автобусов «Икарус» для беспрепятственного выезда на территорию Чечни и Ингушетии. Прорабатывается вопрос об обмене заложников на арестованных участников вооруженного нападения на Ингушетию в июне 2004 года. Уточняются списки заложников. На 16.30 1 сентября, по докладу РОВД, количество заложников — 700 человек, в 16.30 сбежавший заложник А.Ш. Кудзаев сообщает, что в школе более тысячи заложников.

2 сентября 2004 года

00.15 — в списках заложников около 1100 человек. Террористы выходят на связь с доктором Рошалем. Разговор продолжается до 3 часов по неопознанному номеру мобильного телефона, после чего связь прерывается. В разговорах с Рошалем и «переговорщиком» из ФСБ террористы вновь настаивают на одновременном участии в переговорах Дзасохова, Зязикова, Рошаля, а также советника Президента Российской Федерации Аслаханова. Одновременное прибытие в школу этих лиц отклоняется из-за опасности их физического уничтожения.

«Во второй половине дня к переговорам подключаются А. Аслаханов и Р. Аушев. В 16.00 руководитель Оперативного штаба генерал-майор В. Андреев и министр внутренних дел Республики Северная Осетия — Алания К. Дзантиев проводят прибывшего Р. Аушева к школе, куда он входит в 16.13. Террористы показывают ему из окна 16-го кабинета трупы убитых мужчин-заложников. Переговоры с Хучбаровым Аушев проводит на втором этаже в преподавательской комнате. Во время этих переговоров он коротко беседует с директором школы Л. Цалиевой. Хучбаров передает Аушеву адресованную Президенту России записку от имени Басаева, без его личной подписи, с требованием вывести войска из Чечни с предоставлением ей полного суверенитета.

Террористы соглашаются отпустить матерей с грудными детьми, выдать тела убитых заложников-мужчин при условии, что вывозом этих тел займутся четыре сотрудника МЧС России. По результатам переговоров с Аушевым освобождаются 26 заложников-матерей с грудными младенцами. Выводя Аушева из школы, Хучбаров говорит на прощание: «Больше никто отсюда не выйдет».

3 сентября 2004 года

13.05-13.10. В спортивном зале звучат два взрыва, один за другим. Террористы немедленно открывают огонь по спасателям. Убит руководитель группы спасателей Дмитрий Иванович Кормилин, остальные трое — ранены. Впоследствии один из них, Валерий Валентинович Замараев, скончался.

Способные передвигаться заложники начинают выбегать из спортзала. В дверях зала появляется террорист В. Ходов и несколько боевиков. Ходов приказывает оставшимся в живых заложникам двигаться в сторону столовой, на первый этаж, в конец коридора. Часть заложников перемещается в столовую, восточную часть школы, другая часть оказывается в тесной комнате учителя физкультуры И.Х. Каниди, возле выхода из спортзала. Каниди вырывает у одного из боевиков автомат, но тот убивает 74-летнего преподавателя четырьмя выстрелами из пистолета. Среди заложников — паника, они начинают выбегать из здания школы. Террористы открывают по ним огонь на поражение.

Эти пять минут оказываются решающими для дальнейшего хода событий. В этих обстоятельствах в 13.10 руководитель Оперативного штаба В.А Андреев отдает приказ оперативно-боевому подразделению Центра специального назначения ФСБ России о проведении боевой операции по спасению заложников и нейтрализации бандитов.

Снайперы, группы разведки и наблюдения открывают ответный огонь на поражение огневых точек террористов, чтобы прикрыть спонтанную эвакуацию заложников. Оцеплению дается команда нейтрализовать террористов, пытающихся прорваться сквозь кольцо. Оперативный штаб организует работы по эвакуации заложников, медицинскому обслуживанию и опросу. Организовано бесперебойное движение автомашин для эвакуации раненых и бывших заложников. Улица обстреливается террористами, и милиционеры стрельбой вверх берут огонь на себя.

Эвакуация происходит при активном участии жителей Беслана. Для вывоза раненых создаются группы работников милиции. Пострадавшие поступают в полевой педиатрический госпиталь и МЦРКБ города Беслана.

Создаются коридоры выхода заложников из школы в безопасную зону и за оцепление. Через эти коридоры к школе выдвигается часть местных жителей. Вводятся в действие четыре фильтрационные группы из офицеров РОВД и ОМОН для контроля над пропуском заложников.

14.10. — 14.35. Начинается возгорание крыши спортивного зала. Террористы продолжают огонь, пожарные приступают к тушению очагов. Обрушивается крыша спортзала. Оперативно-боевой группой ЦСН задерживается Н.Н. Кулаев, который, пытается скрыться среди выходящих заложников.

15.00. Эвакуация заложников из спортивного зала в основном завершена. Начальник ЦСН дает команду проникнуть в здание школы, уничтожить террористов, освободить оставшихся заложников. Одновременно идет тушение пожара на территории школы.

После 19.00. По боевикам на крыше наносится огневое поражение из реактивных пехотных огнеметов в термобарическом снаряжении (РПО-А).

Спустя три года после трагедии, в этом деле остаётся ещё много загадок. В последнее время всё чаще стали выявляться новые подробности такого масштаба трагедии. Среди материалов расследования теракта в Беслане интересной представляется статья корреспондента «Новой Газеты» Е. Милашиной, в которой обнародованы расшифровки допроса сапёров, участвовавших в разминировании школы №1 в Беслане, который зафиксировал на видеоплёнку уполномоченный сотрудник республиканской прокуратуры.

Этот человек записывал на видеокамеру события 1-3 сентября 2004 года и последовавшие за трагедией следственные действия: осмотр места происшествия, допросы и т.п. Этот человек тоже был допрошен, его имя и фамилия известны следствию. Но все его съёмки, по словам Генпрокурора, были утеряны. И вот, почти три года спустя, нашлись.

Не было никаких взрывов внутри спортзала, то есть боевики не взорвали ни одного из своих СВУ (самодельное взрывное устройство).

О том как взорвался спортзал, говорят участники разминирования — Набиев и Гаглоев.

Вот расшифровка допроса Гаглоева и Набиева:

«Набиев сидит за столом и рисует цепь минирования. Рядом четыре «аналогичных по устройству СВУ».

Набиев: Третья висела вот здесь (рисует), то, что мы видели, здесь.

Гаглоев: Сняли, сняли…(в том смысле всё, что смогли разминировали).

Набиев: Третью пытались снять, но не смогли.

Гаглоев: Потому что здесь три с половиной метра высота, попробуй снять.

Следователь: А они между собой должны быть соединены?

Гаглоев: Должны быть соединены. Они все были соединены.

Следователь: Какая-то цепь?

Набиев: Нет, там цепь вообще была напутана.

Гаглоев: Несколько точек инициирования могло быть, потому что там проводов по восемь было подведено к каждому заряду.

Страницы: | [2] | 3 |