Анализ эпизода из романа из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

4. Постановка целей и задач исследования

  • Цель: Определить смысловую и композиционную роль

эпизода посредством применения УУД;

  • Задачи: выявить ведущие мотивы эпизода,
  • Сгруппировать их и проанализировать
  • Определить место эпизода в структуре

произведения.

  • Определение авторской позиции: на чьей стороне

автор?

5. Гипотеза

Эпизод – часть художественного произведения,

обладающая относительной самостоятельностью и

законченностью, но он неотъемлемая часть всего

произведения.

  • Рассматриваются 3 гипотезы:

1.Данный эпизод непосредственно связан с авторским

замыслом и помогает его понять. Поскольку в

произведении идет речь о двух поколениях, эпизод

отражает их взаимоотношения.

2. В ссоре поколений виноваты «отцы».

3. В ссоре поколений виноваты «дети»

6. Выбор методики исследования

  • 1.Мотивный анализ.

Это метод филологического анализа, основанный на

выделении мотивов (микротем) и изучающий функции

выявленных мотивов.

2.Сравнительный метод

Взгляд на литературное произведение как органическое

целое. Эпизоды воспринимаются не как сумма отдельных

элементов, а каждый из них реализуется лишь в

отношении к другим элементам и образует структуру всего

текста.

7. Отработка УУД

  • Учащиеся работают в группах, у каждой группы

распечатанный эпизод из романа И.С. Тургенева «Отцы и

дети», а также набор цветных маркеров, при помощи

которых визуализируются фрагменты текста.

  • Развивать способность отрабатывать исследовательскую

позицию, самостоятельно формулировать гипотезы,

достигать цели в учебной деятельности.

8.

  • Полчаса спустя Николай Петрович отправился в сад, в свою

любимую беседку. На него нашли грустные думы. Впервые он

ясно сознал свое разъединение с сыном; он предчувствовал, что

с каждым днем оно будет становиться все больше и больше.

Стало быть, напрасно он, бывало, зимою в Петербурге по целым

дням просиживал над новейшими сочинениями; напрасно

4 стр., 1741 слов

Приезд Штольца в дом Обломова. (Анализ эпизода из второй части ...

... вообще, которое останавливается в своем развитии, замыкаясь на личных интересах, а значит, является неполноценным. Приезд Штольца в дом Обломова (Анализ эпизода из второй части романа И. А. Гончарова “Обломов”) Анализ эпизода «Приезд Штольца в дом Обломова» из романа И.А. ...

прислушивался к разговорам молодых людей; напрасно

радовался, когда ему удавалось вставить и свое слово в их

кипучие речи. <…> Он ходил много, почти до усталости, а

тревога в нем, какая-то ищущая, неопределенная, печальная

тревога, все не унималась. О, как Базаров посмеялся бы над

ним, если б он узнал, что в нем тогда происходило! Сам Аркадий

осудил бы его. У него, у сорокачетырехлетнего человека,

агронома и хозяина, навертывались слезы, беспричинные

слезы; это было во сто раз хуже виолончели.

Николай Петрович продолжал ходить и не мог решиться войти в

дом, в это мирное и уютное гнездо, которое так приветно

глядело на него всеми своими освещенными окнами; он не в

силах был расстаться с темнотой, с садом, с ощущением свежего

воздуха на лице и с этою грустию, с этою тревогой… <…>

9. Учащиеся выделяют повторяющийся мотив одним цветом, что позволяет наглядно представить художественное пространство эпизода

  • Полчаса спустя Николай Петрович отправился в сад, в свою любимую

беседку. На него нашли грустные думы. Впервые он ясно сознал свое

разъединение с сыном; он предчувствовал, что с каждым днем оно

будет становиться все больше и больше. Стало быть, напрасно он,

бывало, зимою в Петербурге по целым дням просиживал над

новейшими сочинениями; напрасно прислушивался к разговорам

молодых людей; напрасно радовался, когда ему удавалось вставить и

свое слово в их кипучие речи. <…> Он ходил много, почти до усталости,

а тревога в нем, какая-то ищущая, неопределенная, печальная тревога,

все не унималась. О, как Базаров посмеялся бы над ним, если б он

узнал, что в нем тогда происходило! Сам Аркадий осудил бы его. У него,

у сорокачетырехлетнего человека, агронома и хозяина, навертывались

слезы, беспричинные слезы; это было во сто раз хуже виолончели.

Николай Петрович продолжал ходить и не мог решиться войти в дом, в

это мирное и уютное гнездо, которое так приветно глядело на него

всеми своими освещенными окнами; он не в силах был расстаться с

темнотой, с садом, с ощущением свежего воздуха на лице и с этою

грустию, с этою тревогой… <…>

10.

11. Выявляется причина

  • Полчаса спустя Николай Петрович отправился в сад, в свою любимую

беседку. На него нашли грустные думы. Впервые он ясно

сознал свое разъединение с сыном; он предчувствовал, что с каждым

днем оно будет становиться все больше и больше. Стало быть,

напрасно он, бывало, зимою в Петербурге по целым дням просиживал

над новейшими сочинениями; напрасно прислушивался к разговорам

молодых людей; напрасно радовался, когда ему удавалось вставить и

свое слово в их кипучие речи. <…> Он ходил много, почти до усталости,

а тревога в нем, какая-то ищущая, неопределенная, печальная

тревога, все не унималась. О, как Базаров посмеялся бы над ним,

если б он узнал, что в нем тогда происходило! Сам Аркадий осудил бы

13 стр., 6308 слов

Как николай петрович относится к базарову. Базаров глазами николая петровича

... глаз. Николай Кирсанов — человек образованный. Он обучался в Петербургском университете, и должен был пойти по стопам своего отца, военного генерала. Хромота поставила крест на этих планах, и Николай Петрович долгие ... жить, ни во что не веря. Кирсанов Николай Петрович, отец Кирсанова Аркадия, любит музыку, поэзию, ценит все прекрасное в жизни. Базаров смеется над этими чувствами. Однако, автор ...

его. У него, у сорокачетырехлетнего человека, агронома и хозяина,

навертывались слезы, беспричинные слезы; это было во сто раз хуже

виолончели.

Николай Петрович продолжал ходить и не мог решиться войти в дом, в

это мирное и уютное гнездо, которое так приветно глядело на него

всеми своими освещенными окнами; он не в силах был расстаться с

темнотой, с садом, с ощущением свежего воздуха на лице и с этою

грустию, с этою тревогой… <…>

12.

  • Полчаса спустя Николай Петрович отправился в сад, в свою

любимую беседку. На него нашли грустные думы. Впервые

он ясно сознал свое разъединение с сыном; он

предчувствовал, что с каждым днем оно будет становиться

все больше и больше. Стало быть, напрасно он, бывало,

зимою в Петербурге по целым дням просиживал над

новейшими сочинениями; напрасно прислушивался к

разговорам молодых людей; напрасно радовался, когда

ему удавалось вставить и свое слово в их кипучие речи.

13.

  • Полчаса спустя Николай Петрович отправился в сад, в свою

любимую беседку. На него нашли грустные думы. Впервые

он ясно сознал свое разъединение с сыном; он

предчувствовал, что с каждым днем оно будет становиться

все больше и больше. Стало быть, напрасно он, бывало,

зимою в Петербурге по целым дням просиживал над

новейшими сочинениями; напрасно прислушивался к

разговорам молодых людей; напрасно радовался, когда

ему удавалось вставить и свое слово в их кипучие речи. <…

> Он ходил много, почти до усталости, а тревога в нем,

14. Цветовое обозначение

В каком пространстве происходит действие.

  • Что не пускало Николая Петровича в дом.
  • Какое событие вызвало грусть.
  • Как Николай Петрович пытается решить проблему

взаимоотношений

  • А как молодое поколение.

средства художественной изобразительности

15. выводы

  • Этот эпизод несет важную смысловую нагрузку в тексте: он

отражает причину, степень и последствия

разъединенности двух поколений. (Подтверждается

гипотеза №1)

  • Причина- молодое поколение отвергает старшее

поколение и идет на конфликт. Молодое поколение не

ищет путей сближения (Опрвергается гипотеза №2)

  • Старшее поколение ищет пути сближения (подтверждается

гипотиза №3)

  • Степень – родной дом становится чужим.
  • Последствия – разъединение близких людей.

16. Метод диагностики образовательного результата

  • Учащиеся получают домашнее задание: по итогам

проделанной исследовательской работы, следуя ее

этапам, написать домашнюю письменную работу: «Анализ

эпизода»

  • Критерии оценки работы:
  • выделения мотивов,
  • анализ микротем,
  • определение места и роли эпизода,
  • формулировка авторского замысла,
  • Речевое оформление работы