Главная Русский язык Лингвистика Культура речи Преподавание Учебники, ГДЗ ЕГЭ, ГИА

Кто на сайте?

Последние новости

Главная

Виды диктантов, особенности проведения

Виды диктантов, особенности проведения

Виды диктантов, особенности проведения диктантов, порядок работы: предупредительный диктант, объяснительный диктант, комментированный диктант, выборочный диктант, творческий диктант, графический диктант, цифровой диктант, диктант-игра «будь точным», диктант-игра "БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН"
Предупредительный диктант
Порядок работы:
1. Учитель читает слово (или предложение)
2. Вызванный ученик (или весь класс) повторяет его
3. Называется орфограмма
4. Учащийся строит своё рассуждение вслух
5. Текст записывается, в нём подчёркиваются орфограммы
Объяснительный диктант
Порядок работы обратный тому, что описан в Предупредительном диктанте:
1. Диктуемое слово (или предложение) записывается
2. Называется и подчёркивается орфограмма
3. Произносится правило (т.е. приводится доказательство того, что орфограмма написана правильно)
Комментированный диктант
Этот приём работы, так же как и предыдущие диктанты, помогает прежде всего запомнить формулировку правила (поскольку оно проговаривается многократно), вникнуть в суть его и научиться пользоваться этим правилом быстро.
Порядок работы:
1. Учитель читает слово (или предложение), все слушают
2. Слово учителем читается повторно (по частям, если это предложение)
3. Учащиеся начинают писать, производя одновременно с записью про себя разбор-рассуждение; один из пишущих разбирает вслух
Выборочный диктант
Этот приём работы позволяет учащимся целиком сосредоточиться на на изучаемом явлении, что создаст условия для прочного запоминания правила
Порядок работы:
1. Учитель читает предложение (все вслушиваются)
2. Предложение читается повторно, а учащиеся в это время выписывают из него слова (или словосочетания) с заданными орфограммами
3. Фронтальная проверка записанного: один ученик читает свою запись, остальные корректируют его работу и исправляют, если нужно, свои.
Например:  прослушав данный текст, выписать из него только слова с орфограммой «Буквы И-Ы после Ц». Солнечные часы. На куске фанеры размечают верёвочным циркулем и рисуют циферблат. Размеры цифр могут быть любые, но во всех случаях деление каждого часа должно быть равно 15о. В центре циферблата устанавливают металлический или деревянный стержень, заострив его концы.
Выполненный диктант будет выглядеть так: циркулем, циферблат, цифр, циферблата, концы.
Творческий диктант
Этот приём работы способствует развитию навыка употребления изучаемого явления в собственной речи, поскольку заставляет  увидеть его в ряду его синтаксических синонимов и вариантов, и тем самым облегчает понимание его грамматического (абстрактного) значения.
Порядок работы:
1. Учитель ставит задачу:  записать одним словом с приставкой ПРЕ- или ПРИ- данные словосочетания: ненадолго умолкли, близко подошли, чересчур увеличивать, очень зоркий.
2. Выполненный диктант должен выглядеть так: приумолкли, приблизились, преувеличивать, презоркий.
Графический диктант
Этот приём работы развивает способность моделировать абстрактные явления языка и тем самым способствует развитию мышления.  Графический диктант – эффективнейший приём для развития навыков пунктуации: он учит быстро осмысливать синтаксическую конструкцию предложения, без чего, как известно, нельзя решить, какие знаки препинания нужно ставить.
Порядок работы:
1. Учитель читает предложение один раз
2. Все повторяют его шёпотом
3. Учитель читает предложение повторно
4. Учащиеся составляют в тетрадях схему этого предложения, расставляя знаки препинания
Цифровой диктант
Цифровой диктант служит тем же задачам, что и графический, но проще для учащихся, требует менее интенсивной работы по анализу языкового факта. Этим приёмом можно пользоваться для контроля знаний: учителю легко проверять работу…
Порядок работы:
1. Перед  диктантом уславливаются, какой цифрой будут обозначать каждое языковое явление
2. Учащиеся слушают текст, но не записывают его, а только ставят в тетради цифры для обозначения соответствующих фактов языка
Например: при изучении видов простых предложений обозначаем цифрами 1- двусоставные предложения; 2 – определённо-личные; 3 – неопределённо-личные; 4 – безличные; 5 – назывные предложения.
Диктуемый текст: Морозит. Ветер. Небо топорщится и хмурится (запись в тетради: 451)
Диктант-игра «будь точным»
Этот приём работы развивает слуховую память, а без неё невозможно развитие речевых навыков.
Порядок работы:
1. Учитель читает текст целиком
2. Затем по одному предложению (каждое предложение произносится один раз) и за ним делается пауза, чтобы записать предложение
3. Учащиеся записывают то, что запомнили
4. После записи всего текста они меняются тетрадями и подсчитывают друг у друга, сколько слов в предложении им удалось запомнить (цифры подсчётов ставятся на полях)
5. Исправляются орфографические и пунктуационные ошибки в диктантах товарищей.
Диктант-игра "БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН"
Этот приём упражнения в "скучную", но очень нужную работу вносит эмоциональную окраску, азарт игры и тем самым усиливает работу памяти, расширяет её объём и увеличивает прочность.
Порядок работы:
группа учащихся делится на 3 команды,каждая выбирает капитана
все учащиеся пишут выборочный диктант: капитаны получают каждый своё задание (например,один записывает только союзы соединительные,второй - противительные, третий - разделительные) и работают у доски; остальные ученики каждый записывает все союзы в три столбика
после записи всего выборочного диктанта каждый капитан и член команды должен придумать предложение со "своими " союзоами
оценка работ: каждой команде даётся 100 очков вперёд, за ошибку капитана вычитается 10 очков,за поправку члена его команды прибавляется 5 очков, за каждую подсказку вычитается 20 очков.
предложения должны составить все члены команды; такой команде даётся ещё 100 очков.   
(оценки работ даны условно, Вы сами можете варьировать этот этап по своему усмотрению)
 
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

mᬨ塨с®¦І тЎЄІнћєн°Ї а ­е¦ЄнќјнЅҐу±©Єнћєн° title=