Главная Русский язык Лингвистика Культура речи Преподавание Учебники, ГДЗ ЕГЭ, ГИА

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Последние новости

Главная

Виды диктантов, особенности проведения

Виды диктантов, особенности проведения

Виды диктантов, особенности проведения диктантов, порядок работы: предупредительный диктант, объяснительный диктант, комментированный диктант, выборочный диктант, творческий диктант, графический диктант, цифровой диктант, диктант-игра «будь точным», диктант-игра "БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН"
Предупредительный диктант
Порядок работы:
1. Учитель читает слово (или предложение)
2. Вызванный ученик (или весь класс) повторяет его
3. Называется орфограмма
4. Учащийся строит своё рассуждение вслух
5. Текст записывается, в нём подчёркиваются орфограммы
Объяснительный диктант
Порядок работы обратный тому, что описан в Предупредительном диктанте:
1. Диктуемое слово (или предложение) записывается
2. Называется и подчёркивается орфограмма
3. Произносится правило (т.е. приводится доказательство того, что орфограмма написана правильно)
Комментированный диктант
Этот приём работы, так же как и предыдущие диктанты, помогает прежде всего запомнить формулировку правила (поскольку оно проговаривается многократно), вникнуть в суть его и научиться пользоваться этим правилом быстро.
Порядок работы:
1. Учитель читает слово (или предложение), все слушают
2. Слово учителем читается повторно (по частям, если это предложение)
3. Учащиеся начинают писать, производя одновременно с записью про себя разбор-рассуждение; один из пишущих разбирает вслух
Выборочный диктант
Этот приём работы позволяет учащимся целиком сосредоточиться на на изучаемом явлении, что создаст условия для прочного запоминания правила
Порядок работы:
1. Учитель читает предложение (все вслушиваются)
2. Предложение читается повторно, а учащиеся в это время выписывают из него слова (или словосочетания) с заданными орфограммами
3. Фронтальная проверка записанного: один ученик читает свою запись, остальные корректируют его работу и исправляют, если нужно, свои.
Например:  прослушав данный текст, выписать из него только слова с орфограммой «Буквы И-Ы после Ц». Солнечные часы. На куске фанеры размечают верёвочным циркулем и рисуют циферблат. Размеры цифр могут быть любые, но во всех случаях деление каждого часа должно быть равно 15о. В центре циферблата устанавливают металлический или деревянный стержень, заострив его концы.
Выполненный диктант будет выглядеть так: циркулем, циферблат, цифр, циферблата, концы.
Творческий диктант
Этот приём работы способствует развитию навыка употребления изучаемого явления в собственной речи, поскольку заставляет  увидеть его в ряду его синтаксических синонимов и вариантов, и тем самым облегчает понимание его грамматического (абстрактного) значения.
Порядок работы:
1. Учитель ставит задачу:  записать одним словом с приставкой ПРЕ- или ПРИ- данные словосочетания: ненадолго умолкли, близко подошли, чересчур увеличивать, очень зоркий.
2. Выполненный диктант должен выглядеть так: приумолкли, приблизились, преувеличивать, презоркий.
Графический диктант
Этот приём работы развивает способность моделировать абстрактные явления языка и тем самым способствует развитию мышления.  Графический диктант – эффективнейший приём для развития навыков пунктуации: он учит быстро осмысливать синтаксическую конструкцию предложения, без чего, как известно, нельзя решить, какие знаки препинания нужно ставить.
Порядок работы:
1. Учитель читает предложение один раз
2. Все повторяют его шёпотом
3. Учитель читает предложение повторно
4. Учащиеся составляют в тетрадях схему этого предложения, расставляя знаки препинания
Цифровой диктант
Цифровой диктант служит тем же задачам, что и графический, но проще для учащихся, требует менее интенсивной работы по анализу языкового факта. Этим приёмом можно пользоваться для контроля знаний: учителю легко проверять работу…
Порядок работы:
1. Перед  диктантом уславливаются, какой цифрой будут обозначать каждое языковое явление
2. Учащиеся слушают текст, но не записывают его, а только ставят в тетради цифры для обозначения соответствующих фактов языка
Например: при изучении видов простых предложений обозначаем цифрами 1- двусоставные предложения; 2 – определённо-личные; 3 – неопределённо-личные; 4 – безличные; 5 – назывные предложения.
Диктуемый текст: Морозит. Ветер. Небо топорщится и хмурится (запись в тетради: 451)
Диктант-игра «будь точным»
Этот приём работы развивает слуховую память, а без неё невозможно развитие речевых навыков.
Порядок работы:
1. Учитель читает текст целиком
2. Затем по одному предложению (каждое предложение произносится один раз) и за ним делается пауза, чтобы записать предложение
3. Учащиеся записывают то, что запомнили
4. После записи всего текста они меняются тетрадями и подсчитывают друг у друга, сколько слов в предложении им удалось запомнить (цифры подсчётов ставятся на полях)
5. Исправляются орфографические и пунктуационные ошибки в диктантах товарищей.
Диктант-игра "БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН"
Этот приём упражнения в "скучную", но очень нужную работу вносит эмоциональную окраску, азарт игры и тем самым усиливает работу памяти, расширяет её объём и увеличивает прочность.
Порядок работы:
группа учащихся делится на 3 команды,каждая выбирает капитана
все учащиеся пишут выборочный диктант: капитаны получают каждый своё задание (например,один записывает только союзы соединительные,второй - противительные, третий - разделительные) и работают у доски; остальные ученики каждый записывает все союзы в три столбика
после записи всего выборочного диктанта каждый капитан и член команды должен придумать предложение со "своими " союзоами
оценка работ: каждой команде даётся 100 очков вперёд, за ошибку капитана вычитается 10 очков,за поправку члена его команды прибавляется 5 очков, за каждую подсказку вычитается 20 очков.
предложения должны составить все члены команды; такой команде даётся ещё 100 очков.   
(оценки работ даны условно, Вы сами можете варьировать этот этап по своему усмотрению)
 
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

mᬨ塨с®¦І тЎЄІнћєн°Ї а ­е¦ЄнќјнЅҐу±©Єнћєн° title=